Родился один из крупнейших мастеров русской реалистической живописи Борис Сергеевич Угаров
6 февраля 1922 г. в Петрограде родился Борис Сергеевич Угаров, живописец, кандидат искусствоведения, педагог, профессор, президент АХ СССР (1983-1991).
С 1930 г. Борис Угаров учился в средней школе, которую закончил весной 1941 г. В школьные годы занимался в художественной студии Дома учёных у А. А. Рылова и М. Г. Платунова, посещал частную студию А. Р. Эберлинга.
По окончанию школы будущий художник добровольцем ушёл в ополчение, а затем на фронт. Служил артиллеристом-наводчиком, участвовал в боях на Ленинградском и Волховском фронтах, в Карелии и на Дальнем Востоке. По заданию командования в 1944 г. в составе группы военных художников Угаров оформил в Лодейном Поле Музей Победы. В это время были созданы картины «Переправа артиллерии через реку Свирь», «Артиллерия в горах» и ряд портретов с натуры.
После окончания войны Борис Угаров на основании работ военных лет был принят на первый курс живописного факультета Института живописи, скульптуры и архитектуры имени И. Е. Репина. На третьем курсе начал работать в мастерской И. Э. Грабаря, занимался у В. М. Орешникова, А. А. Мыльникова. По воспоминаниям художника В. М. Орешникова Борис Угаров «…производил впечатление какой-то особенной человеческой и творческой добротности. Это впечатление сопутствовало Угарову во всём, начиная с его внешности и выражаясь во всём его поведении. Он сразу стал хорошо успевать, его работы обращали на себя внимание. Его художественная заинтересованность была тесно сплетена с проявлениями национального начала в русском искусстве, излюбленными мастерами были В. Серов, К. Коровин, С. Иванов, А. Рябушкин».
В 1951 г. на отлично защитив дипломную картину «Колхозная весна», Борис Угаров получил звание художника живописи. В выпускной работе отразились главные стимулы в творчестве художника — любовь к земле, к родной природе и к людям.
По окончанию института Борис Сергеевич четыре года учился в аспирантуре при живописном факультете под руководством А. М. Герасимова. Одновременно с 1952 г. начал преподавательскую работу в институте и в том же году был принят в члены Ленинградского Союза советских художников. Окончание учёбы в аспирантуре ознаменовалось созданием картины «В колхоз. 1929 год», за которую Угарову в 1954 г. было присвоена учёная степень кандидата искусствоведения. На полотне художник точно и остро отразил образы, выражавшие события, происходившие в деревне в процессе перехода к новым формам жизни крестьянства.
Чувство любви художника к природе и понимание её красоты поддерживалось и углублялось работой над пейзажем. В 1951-1954 гг. Угаров совершил поездки по Ленинградской и Тверской областям, написал этюды «Снег тает (1952), «Весенняя вода (1954), «Банька» (1954), «Улица в деревне» (1954). Результатом поездок по старым русским городам (Новгород, Псков, Старая Ладога и др.) в 1955-1960 гг. стали картины: «Сумерки» (1956), «Череменецкое озеро» (1956), «Ферапонтов монастырь» (1957), «Псков» (1960), «Зимка» (1960) и др.
«Для меня, как художника, природа и люди составляют нечто целое, – рассказывает Угаров. – Картина – итог живописно-пластической организации этого единения, а этюд – одна из форм размышления, раздумья над будущим полотном. Вероятно, это относится и к процессу написания портрета».
Переломные моменты русской истории, увиденные глазами художника, нашли свое воплощение в монументальных полотнах: «На рудниках. 1912 год» (1957); «Ленинградка. В 1941-м.» (1961); «Октябрь» (1964); «Мать. Год 1941-й» (1965); «За землю, за волю!» (1970); «Июнь 1941 года» (1975); «Возрождение» (1980).
«Нельзя также не сказать ещё об одной чрезвычайно привлекательной черте творчества Угарова – о красоте его живописи, – вспоминал В. М. Орешников. – Насколько просто и красиво схвачен живописный элемент изображаемого, настолько это изображаемое живёт именно в живописи, в слое краски, лежащей на холсте, – и как этот живописный язык чарует зрителя, воспринимающего его».
Угаров много работал и над портретом, портретам близких ему по духу и родных людей свойственна тонкая передача внутреннего мира («Портрет М. О. Угаровой» (1970), «Таня» (1971), «Портрет жены» (1974), «Портрет сына (1978).
В 1971 г. Борис Угаров получил звание профессора живописи и композиции, в 1973 г. стал член-корреспондентом Академии художеств СССР, в 1975 г. руководителем Ленинградским отделением Союза художников СССР.
В 1977 г. Борис Сергеевич был избран ректором института им. И. Е. Репина, в 1978 г. стал действительным членом Академии художеств СССР. В 1982 г. мастеру было присвоено звание Народного художника СССР. В 1983 г. Угаров был избран президентом Академии художеств СССР и занимал этот пост до 1991 г.
Борис Сергеевич Угаров скончался 2 августа 1991 г. и был похоронен в Ленинграде на Литераторских мостках Волкова кладбища.
Произведения художника входят в собрания Государственного Русского музея, Государственной Третьяковской галереи, Научно-исследовательского музея Российской Академии художеств, находятся в музеях и частных собраниях в России, Финляндии, КНР, Японии, Великобритании, Франции и других странах.
Лит.: Борис Сергеевич Угаров : каталог выставки : живопись, графика. М., 1980; Борис Сергеевич Угаров : каталог выставки. Л., 1972.
См. также в Президентской библиотеке:
Леняшин В. А. Борис Сергеевич Угаров : [альбом]. Л., 1984;
Справка о зачислении в ряды Октябрьской добровольческой дивизии Угарова Б. С. Л., 1941.