Император Александр II утвердил Устав Русского технического общества
22 апреля (4 мая) 1866 г. императором Александром II был утверждён Устав Русского технического общества.
Русское техническое общество было создано по инициативе частных лиц, с целью способствовать развитию техники и промышленности в России. В инициативную группу входили профессор Лесного института Е. Н. Андреев, инженеры М. Н. Герсеванов, П. Н. Алексеев и А. А. Корнилов, архитектор П. П. Мижуев, кораблестроитель М. М. Окунев, промышленник И. П. Балабин, артиллерист В. Н. Бестужев-Рюмин, морской офицер Н. И. Казнаков, фотограф А. В. Фрибес. Составленный ими проект устава Общества был рассмотрен Комитетом министров 12 (24) апреля и «высочайше» утверждён 22 апреля (4 мая) 1866 г.
20 ноября (2 декабря) 1866 г. состоялось торжественное открытие РТО. В рядах Общества на тот момент числилось уже более трёхсот человек. Среди почётных членов были министры: П. А. Валуев, М. Х. Рейтерн, А. А. Зеленой, Д. А. Милютин, Д. А. Толстой, П. П. Мельников; военные деятели: Н. К. Краббе, Ф. П. Литке, К. П. фон Кауфман, Э. И. Тотлебен.
С самого начала РТО покровительствовали представители императорской фамилии. В апреле 1874 г. в знак признания заслуг Общества ему был дарован статус Императорского. Почётными председателями являлись герцог Николай Максимилианович Лейхтенбергский (в 1866-1891 гг.), великий князь Александр Михайлович (в 1892-1917 гг.); почётным членом РТО был и наследник престола, будущий император Николай II; среди попечителей — великие князья Михаил и Константин Николаевичи.
Согласно Уставу Общества руководство осуществляли председатель, его товарищ, председатели отделов, секретари отделов и отделений; высшим органом управления являлось Общее собрание. Первым председателем был избран инженер-генерал А. И. Дельвиг (1867-1870); в дальнейшем Общество возглавляли минералог П. А. Кочубей (1870-1892); министр путей сообщений К. Н. Посьет (1892-1894); организатор российского судостроения М. И. Кази (1894-1896); учёный-механик, генерал Н. П. Петров (1896-1905); государственный деятель, экономист В. И. Ковалевский (1906-1916) и Д. И. Иванов (1916-1917).
Изначально РТО имело 4 отдела: химических производств и металлургии; механики и механической технологии, инженерно-строительного и горного дела; техники военного и морского дела. Со временем появились другие отделы: фотографии и её применения, электротехники (1878); воздухоплавания (1880); железнодорожный (1881); технического образования (1884). В 1914 г. были организованы отделы сельского хозяйства; промышленно-экономический; содействия труду; техники горного и земского хозяйства. В 1916 г. был образован отдел мелиорации и топлива. Действовали также постоянные комиссии, при необходимости создавались специальные.
Финансировалось РТО из нескольких источников — это были членские взносы, добровольные пожертвования, вклады «патронов», государственные субсидии, а также средства, полученные от издательской, выставочной, лекционной деятельности, за оказание услуг и сдачи в аренду собственности.
РТО имело печать с девизом «Мера, вес, число» и фирменный бланк. Участники выставок и конкурсов, организованных Обществом, награждались медалями, жетонами, премиями. За лучшие изобретения и исследования в области железнодорожного транспорта вручалась Золотая медаль, которая была учреждена в память об инженере-железнодорожнике А. П. Бородине.
С 1867 г. издавался журнал «Записки Русского технического общества», в котором публиковались протоколы заседаний общества, сведения о достижениях современной русской и зарубежной техники, статьи по вопросам экономики промышленности и торговли. Местные отделения также выпускали «Труды», «Вестник», «Записки». Выходили специализированные журналы: «Железнодорожное дело», «Техника воздухоплавания», «Техническое образование», «Фотограф», «Технический вестник», «Электричество» и другие.
Большое внимание Общество уделяло вопросам развития профессионального технического образования: открывало общеобразовательные школы, специальные классы и курсы для рабочих при фабриках и заводах.
РТО организовало ряд отраслевых съездов: машиностроительный в 1875 г., технического и профессионального образования в 1889 и 1896 гг. Также были проведены электротехнические (1880, 1882, 1885, 1892); промышленные (1892, 1896), мануфактурные (1870, 1882) и другие выставки.
Весной 1871 г. было получено высочайшее соизволение на создание Музея прикладных знаний. Для его устройства была проведена перестройка основного здания Соляного городка в Санкт-Петербурге. Торжественное открытие Музея состоялось в октябре 1872 г. В дальнейшем, с 1875 г., на территории Музея размещались основные подразделения РТО, химическая лаборатория, фотографический павильон, библиотека, архив.
Успешная деятельность РТО и развитие промышленности в России способствовали созданию региональных отделений Общества и к 1916 г. их число достигло 33.
В декабре 1918 г. РТО вошло в состав Всероссийской ассоциации инженеров (ВАИ), объединившей технические общества дореволюционной России.
Лит.: Ершов М. П. Современное состояние ремесленных учебных заведений по данным 3-го Съезда. [СПб., 1904]; Карелин В. А. Русское техническое общество и проблема подготовки квалифицированных фабрично-заводских рабочих в России (1866-1890 гг.): Автореферат. Л., 1985; Филиппов Н. Г. Научно-технические общества России (1866-1917 гг.): Автореферат. М., 1985.
См. также в Президентской библиотеке:
Полное собрание законов Российской империи. СПб., 1868. Т. 41. Отд-ние 1. № 43219. С. 397;