На воду спущен крейсер «Аврора»
11 (24) мая 1900 г. в 11 ч. 15 мин. под гром артиллерийского салюта стоящих на Неве кораблей в Новом Адмиралтействе на воду был спущен крейсер 1-го ранга «Аврора».
Бронепалубный крейсер первого ранга «Аврора» строился в Санкт-Петербурге на казённой судоверфи «Новое Адмиралтейство». Закладка крейсера состоялась 23 мая (4 июня) 1897 г. Крейсер получил своё имя в честь парусного фрегата «Аврора», отличившегося в боевых действиях в августе 1854 г. при защите Петропавловска-Камчатского. Одновременно с «Авророй» были заложены два однотипных крейсера этой серии — «Диана» и «Паллада». Корабли строились по проекту и чертежам конструкторов Балтийского судостроительного завода.
В мае 1900 г. в торжественной обстановке, в присутствии рабочих, моряков, адмиралов и генералов, многочисленных гостей, иностранных послов и военных атташе, оркестра и караула состоялся спуск на воду крейсера «Аврора». В церемонии участвовал эскорт военных кораблей Балтийского флота.
Крейсер «Аврора» вошёл в состав русского военно-морского флота в 1903 г. Как и ряд других кораблей, построенных в 1900-х гг., он предназначался для усиления русского флота на Тихом океане. Во время русско-японской войны 1904-1905 гг. крейсер «Аврора» в составе 2-й Тихоокеанской эскадры совершил переход из Балтики в Японское море и участвовал в Цусимском сражении 1905 г. До начала I мировой войны «Аврора» совершала заграничные плавания, на крейсере проходили практику гардемарины и кадеты Морского корпуса, юнги и ученики школы строевых унтер-офицеров. В период войны корабль был включён во 2-ю бригаду крейсеров Балтийского моря.
Во время революционных событий 28 февраля (13 марта) 1917 г. матросы «Авроры», находившейся в Петрограде, подняли на корабле восстание. В ночь на 25 октября (7 ноября) 1917 г. крейсер по приказу Петроградского ВРК под руководством комиссара А. В. Белышева подошёл к Николаевскому мосту и обеспечил переход отрядов Красной Гвардии с Васильевского острова в центр города.
В конце 1922 г. было принято решение восстановить «Аврору» в качестве учебного корабля. С 1923 по 1933 г. крейсер обеспечивал практику курсантов военно-морских учебных заведений, а также совершил несколько заграничных плаваний, участвовал в маневрах Балтийского флота.
В 1924 г. «Аврора» была награждена Красным Знаменем ЦИК СССР, а в 1927 г. корабль был награждён орденом Красного Знамени за революционные заслуги. С началом Великой Отечественной войны крейсер «Аврора» и его экипаж встали на защиту Ленинграда, сражаясь на дальних (Чудская военная флотилия) и ближних (Воронья гора) подступах к городу. За период войны корпус корабля получил много пробоин и сел на грунт. В июле 1944 г. он был поднят с грунта и установлен на ремонт.
В ноябре 1948 г. крейсер «Аврора» был пришвартован у Петроградской набережной в Ленинграде как памятник революционных событий 1917 г. и до 1956 г. использовался в качестве учебной базы Ленинградского Нахимовского военно-морского училища.
В 1956 г. на крейсере «Аврора» был создан филиал Центрального военно-морского музея.
Лит.: Бурковский Б. В. Крейсер «Аврора». Л., 1979; Буров В. Н. Крейсер «Аврора»: Памятник истории отечественного кораблестроения. Л., 1987; Кусков В. П. Аврора // Корабли Октября. Л., 1984; То же [Электронный ресурс]. URL: http://militera.lib.ru/tw/kuskov_vp/01.html; Поленов Л. Л. Крейсер «Аврора». Л., 1987; Ратозий Н. В. Вечно живые: Исторические очерки о моряках «Авроры». М., 1989; Юдин А. А. «Крейсер "Аврора"»: Символ Революции, символ Октября. М., 1990.
Крейсер Аврора: сайт. 1992-2016. URL: http://www.aurora.org.ru/rus/index.php@theme=info.
См. также в Президентской библиотеке:
Военно-морской флот // Память о Великой Победе: [цифровая коллекция];
Таубе Г. Н. Последние дни Второй Тихоокеанской эскадры. СПб., 1907.