Открылся Музей изящных искусств Александра III (Государственный музей изобразительных искусств им. А. С. Пушкина)
31 мая (13 июня) 1912 г. в Москве на Волхонке на территории бывшего Колымажного двора вблизи Кремля в торжественной обстановке состоялось открытие Музея изящных искусств имени императора Александра III (ныне Государственный музей изобразительных искусств им. А. С. Пушкина).
Инициатором создания музея в 1893 г. выступил заслуженный профессор МГУ, доктор римской словесности и историк искусства И. В. Цветаев. Строительством здания руководил московский архитектор Р. И. Клейн. В отделке интерьеров, стиль которых соответствовал размещённым в залах экспонатам, участвовали архитектор Г. Б. Бархин, художники И. И. Нивинский, А. Я. Головин и др.
Музей был создан на основе Кабинета изящных искусств и древностей Московского университета как учебно-вспомогательное и публичное хранилище слепков и копий с классических произведений мирового искусства. В первоначальную коллекцию Музея входили слепки с выдающихся произведений европейской скульптуры, уникальное собрание памятников искусства и материальной культуры Древнего Египта составленное египтологом В. С. Голенищевым (около 6 тыс. предметов), ряд подлинников западноевропейской живописи (преимущественно голландской, французской и итальянской школ), ценное собрание античных ваз и монет.
После революции музей был выведен из подчинения университету и из учебно-вспомогательного превратился в самостоятельный художественный музей. С 1924 по 1930 гг. собрание Музея пополнилось за счёт экспонатов из национализированных московских усадеб, из бывших собраний Г. А. Брокара, Д. И. Щукина, ликвидированного Музея иконописи и живописи И. С. Остроухова; из Исторического музея, Музеев Кремля, Третьяковской галереи передавались непрофильные для них произведения западноевропейского искусства.
Значительно обогатили коллекцию Музея изящных искусств также материалы археологических раскопок античных городов Северного Причерноморья. Решающее значение для формирования картинной галереи имели поступления из Государственного Эрмитажа, откуда были переданы работы крупнейших европейских живописцев — Боттичелли, Рембрандта, ван Дейка, Рубенса, Пуссена, Мурильо, Каналетто.
В 1932 г. Музей изящных искусств был переименован в Государственный музей изобразительных искусств, в 1937 г. ему было присвоено имя А. С. Пушкина (ГМИИ им. А. С. Пушкина).
В настоящее время в комплекс зданий ГМИИ им. А. С. Пушкина входят Главное здание, Музей личных коллекций, Галерея искусства стран Европы и Америки XIX-ХХ вв., Детский центр «Мусейон». На правах отделов ГМИИ существуют также Учебный музей имени И. В. Цветаева и Мемориальная квартира Святослава Рихтера.
Собрание музея насчитывает свыше 560 тыс. произведений живописи и скульптуры, графических работ, произведений прикладного искусства, памятников археологии и нумизматики, художественной фотографии. В рукописном фонде хранятся документы по истории музея, научное и эпистолярное наследие его основателя, других музейных деятелей, крупных искусствоведов и художников, архивы некоторых музеев, чьи коллекции поступили в ГМИИ.
В 1991 г. Государственный музей изобразительных искусств им. А. С. Пушкина — один из самых крупных и значительных российских музеев европейского и мирового искусства, был внесён в Государственный свод особо ценных объектов культурного наследия народов Российской Федерации.
Лит.: Государственный музей изобразительных искусств имени А. С. Пушкина. Каталог картинной галереи. Живопись. Скульптура, М., 1961; Демская А. А., Смирнова Л. М. Музей на Волхонке. М., 1982; 50 лет Государственному музею изобразительных искусств имени А. С. Пушкина: Сб. статей. М., 1962.
Государственный музей изобразительных искусств им. А. С. Пушкина: сайт. Б. д. URL: http://www.arts-museum.ru/.
См. также в Президентской библиотеке: