Утверждено новое Городовое положение
11 (23) июня 1892 г. император Александр III дал Сенату именной высочайший указ о введении в действие нового Городового положения. В указе говорилось: «Изданное по воле в Бoзe почившего Родителя Нашего Городовое Положение 16 июня 1870 года принесло, в течение двадцати лет своего применения, немаловажную пользу. Благоустройство городских поселений заметно поднялось, и улучшились многие условия городской жизни. Но, наряду с этими благоприятными явлениями, в строе и деятельности городских учреждений обнаружились несовершенства, требующие исправления». Министру внутренних дел было поручено подвергнуть Положение 1870 г. пересмотру.
Новый правительственный курс, основанный на государственной теории местного самоуправления, пришедшей на смену общественной теории, был направлен на ослабление выборного начала в городских учреждениях, на ограничение их самостоятельности и включение их в систему органов государственной власти. Работа над Положением началась в 1890 г. и закончилась весной 1892 г.
Структура органов городского самоуправления по Городовому положению 1892 г. относительно Положения 1870 г. в принципе не изменилась. Круг дел, подлежащих их ведению, также в общих чертах соответствовал установленным в 1870 г. Однако из Положения 1892 г. полностью исчезло упоминание о самостоятельных действиях общественного управления. Изменения коснулись и правового положения должностных лиц городского самоуправления. Голова, члены управы и городской секретарь (секретарь думы) стали считаться состоящими на государственной службе.
Компетенция губернатора в отношении общественного управления была расширена: вместо права надзора, статья 11 вменяла губернатору в обязанность следить за правильностью и законностью действий органов городского общественного управления. Кроме того, был расширен перечень дел, которые требовали утверждения министром внутренних дел или губернатором. Постановления думы могли вступить в силу только спустя две недели после принятия, если губернатор не остановит их исполнение. Если раньше основанием для приостановки исполнения постановления думы служило признание его незаконным, то теперь еще и нецелесообразным, т.е. не соответствующим государственным пользам и нарушающим интересы местного населения.
Установление высокого избирательного ценза привело к резкому сокращению числа выборщиков, как следствие отпала необходимость в разрядной системе выборов. Так, в Петербурге количество избирателей снизилось с 21 тыс. до 8 тыс., в Москве — с 20 тыс. до 7 тыс., в Чернигове — с 1461 до 300 и т.д.
Численность гласных городских дум была сокращена и составляла в городских поселениях, имеющих не более ста избирателей 20 гласных, в столицах — 160, в губернских городах с населением свыше ста тысяч человек и в городе Одессе — 80, в прочих городах губернских, областных и входящих в состав градоначальств — 60, в остальных — 40. В небольших городских поселениях, где применение Положения в полном объёме признавалось невозможным по недостаточности городских средств и степени развития торговли и промыслов вводилось так называемое упрощённое городское общественное управление, с собраниями уполномоченных взамен городских дум и с городскими старостами вместо городских голов.
Также как и Положение 1870 г., Городовое положение 1892 г. вводилось постепенно и распространялось не на всю территорию России.
Лит.: Виноградов В. Ю. Становление и развитие городского самоуправления в России в 1870–1914 гг. М., 2005; Нардова В. А. Городское самоуправление в России в 60-х – начале 90-х гг. XIX в. Л., 1984; Немчинов В. И. Городское самоуправление по действующему русскому законодательству. М., 1912.
См. также в Президентской библиотеке: