Родился основоположник современной космонавтики и ракетной техники Константин Эдуардович Циолковский
5 (17) сентября 1857 г. в селе Ижевское Рязанской области в семье лесничего родился Константин Эдуардович Циолковский, русский учёный и изобретатель в области аэродинамики, ракетодинамики, теории самолёта и дирижабля; основоположник современной космонавтики.
В 1868 г. в связи с новым назначением отца семья Циолковских переехала в Вятку, и в 1869 г. Константин поступил в Вятскую мужскую гимназию. Проблемы со слухом, явившиеся следствием перенесённой скарлатины, не позволили ему завершить образование в гимназии, и с 14 лет он стал заниматься самостоятельно. В 1873 г. Циолковский переехал в Москву, где продолжил образование — изучал физико-математические науки по циклу средней и высшей школы. В 1879 г. Циолковский экстерном сдал экзамены на звание учителя уездных училищ и через год получил назначение в Боровское уездное училище Калужской губернии. В 1892 г. он был переведён в Калужское уездное училище, а с 1898 г. начал также преподавать математику и физику в женском епархиальном училище в Калуге.
Первые научные исследования Циолковского относятся к 1880-м гг. Не зная об уже сделанных открытиях западных учёных, молодой исследователь в 1880-81 гг. написал работу «Теория газов», в которой изложил основы кинетической теории газов. Его вторая работа «Механика животного организма», написанная в те же годы, получила благоприятный отзыв русского физиолога И. М. Сеченова, и Циолковский был принят в Русское физико-химическое общество. В 1885-1892 гг. он выполнил значительную часть своих работ по обоснованию возможности постройки цельнометаллического управляемого дирижабля, а с 1896 г. систематически стал заниматься теорией движения реактивных аппаратов и предложил ряд схем ракет дальнего действия и ракет для межпланетных путешествий.
Основные труды Циолковского были связаны с четырьмя проблемами: научным обоснованием цельнометаллического аэростата (дирижабля), обтекаемого аэроплана, поезда на воздушной подушке и ракеты для межпланетных путешествий. В первом печатном труде о дирижаблях — «Аэростат металлический управляемый» (1892) —, он дал научное и техническое обоснование конструкции дирижабля с металлической оболочкой. После переезда в 1892 г. в Калугу учёный обратился к новой и мало изученной в то время области — созданию летательных аппаратов тяжелее воздуха.
Циолковскому принадлежит идея постройки аэроплана с металлическим каркасом. В статье «Аэроплан, или Птицеподобная (авиационная) летательная машина» (1894) учёным были даны описание и чертежи моноплана, который по своему внешнему виду и аэродинамической компоновке предвосхитил конструкции самолётов, появившихся спустя 15-18 лет. Важные научные результаты были получены исследователем в теории движения ракет (ракетодинамике). В 1903 г. в статье «Исследование мировых пространств реактивными приборами» Циолковский применил общие законы механики к теории полёта ракеты переменной массы и обосновал возможность межпланетных сообщений. Им впервые была решена задача посадки космического аппарата на поверхность планет, лишённых атмосферы.
В 1920-х гг. Циолковский много работал над созданием теории полёта реактивных самолётов, изобретя свою схему газотурбинного двигателя. В 1926-29 гг. учёный разработал теорию многоступенчатых ракет и первым решил задачу о движении ракеты в неоднородном поле тяготения, а также вычислил необходимые запасы топлива для преодоления сил сопротивления воздушной оболочки Земли. Его исследования впервые показали возможность достижения космических скоростей. Он первым изучил вопрос о ракете как искусственном спутнике Земли и высказал идею создания околоземных станций как искусственных поселений, использующих энергию Солнца и промежуточных баз для межпланетных сообщений. Помимо этого, исследователь изучал медико-биологические проблемы, возникающие при длительных космических полётах.
В своих философско-художественных работах Циолковский развивал «космическую философию», которая опирается на концепцию «атома» как бессмертного одушевлённого элементарного существа, курсирующего от организма к организму во Вселенной. Многие идеи философии учёного легли в основу так называемого русского космизма.
Труды Циолковского в огромной степени способствовали развитию ракетной и космической техники в Советском Союзе и за рубежом. За «Особые заслуги в области изобретений, имеющих огромное значение для экономической мощи и обороны СССР» Циолковский в 1932 г. был награждён Орденом Трудового Красного Знамени.
Константин Эдуардович Циолковский умер 19 сентября 1935 г. в Калуге. Имя Циолковского носит первый в мире музей космической тематики — Государственный музей истории космонавтики.
Лит.: Арлазоров М. С. Циолковский. Тула, 1977; Воспоминания о К. Э. Циолковском. Калуга, 1957; Впереди своего века: О К. Э. Циолковском. М., 1970; Дёмин В. Н. Циолковский. М., 2005; К. Э. Циолковский (1857—1935 гг.): Библиографический указатель. Калуга, 1983; К. Э. Циолковский: Исследование научного наследия и материалы к биографии: Сб. статей. М., 1989; Кочетков В. Н. Золотая подкова: О К. Э. Циолковском. М., 1994; Львов В. Е. Страницы жизни Циолковского. Л., 1963; Перельман Я. И. Циолковский. Жизнь и технические идеи. Л., 1937; Рынин Н. А. Русский изобретатель и ученый К. Э. Циолковский. Л., 1931; Циолковский Константин Эдуардович // Архив РАН. Фонд № 555; То же [Электронный ресурс]. URL: http://isaran.ru/isaran/isaran.php?page=fond&guid=3BAF5E57-9A67-13DD-7FA5-B5F68BD7A171&ida=1&sid=tfcn1g72oc86bols34qbd18gb5; Циолковский К. Э. Собрание сочинений. В 4 т. М., 1951—1964; Он же. Будущее Земли и человечества. Калуга. 1928; Он же. Монизм Вселенной. Калуга, 1931; Он же. Образование солнечных систем и споры о причине космоса. Калуга, 1925; Он же. Очерки о Вселенной. М., 2001; Чернышёв Н. Г. Проблема межпланетных сообщений в работах К. Э. Циолковского и других отечественных учёных. М., 1953; Чижевский А. Л. Аэроины и жизнь: Беседы с Циолковским. М., 1999.
См. также в Президентской библиотеке:
К. Э. Циолковский (1857–1935): [цифровая коллекция];