В Симбирске открыт железнодорожный мост через Волгу

18 октября 1916

5 (18) октября 1916 г. в городе Симбирске (Ульяновск) состоялось торжественное открытие крупнейшего на тот момент в Европе железнодорожного моста через Волгу, сыгравшего важную роль в экономическом развитии Симбирской губернии.

Вопрос о строительстве железнодорожного моста через Волгу встал в конце XIX в., когда в Симбирск была проложена железная дорога. До этого времени грузы приходилось выгружать из вагонов, а затем переправлять зимой по льду, летом — на баржах до следующей станции и снова грузить в вагоны. «Ладно — лето, когда от зари до темна, как челнок, снует через Волгу паром, а для мелкого груза приспособлены лодки. Зимой тоже терпимо — на санях по льду. Но в ноябре до ледостава и перед ледоходом в апреле — считай два месяца — в Заволжье вообще хода нет. Да и втаскивать обозы от причалов по Смоленскому и Завьяловскому спускам на симбирскую гору — целая морока. А затем всё это добро нужно перегружать в товарные вагоны Московско-Казанской железной дороги на южном выгоне, которая пришла в губернский центр в 1898 г. А к началу 1902 г. к заволжским слободам тоже подошла железнодорожная ветка — сначала до Мелекесса, а потом аж до Уфы. Вот бы оба тупика соединить, чтобы через Волгу аки по суху. Но лишь далёкий Александровский мост в Сызрани связывает её берега».

Решение о строительстве железнодорожного моста через Волгу было принято П. А. Столыпиным во время его визита 11 (24) сентября 1910 г., когда, проплывая по Волге, он на несколько часов остановился в Симбирске. В обсуждении этого вопроса участвовал председатель правления Волго-Бугульминской железной дороги князь Долгорукий, симбирские купцы и почётные горожане, которые доказали министру необходимость и важность строительства моста для экономики города.

Строительство моста началось весной 1913 г. Автором проекта стал русский инженер и учёный в области строительной механики и мостостроения Николай Аполлонович Белелюбский, который до этого построил в России около 100 мостов, в том числе ряд крупных металлических железнодорожных мостов через Волгу, Днепр, Обь, Белую, Ингулец и др.

В ходе строительства предстояло пройти пролётными строениями над рекой Волгой, островом и речкой Часовенная Воложка, сделать береговые подходы и выполнить ряд сопутствующих работ.

Стальные конструкции для строительства железнодорожного моста изготавливались на Юзовском заводе (г. Донецк, Украина) и собирались на месте. Гранит для облицовки «туфельных опор» доставлялся с Урала, бутовый камень добывался в Симбирской губернии. Впервые в мировой практике мостовые пролёты изготавливались из кованного железа. При строительстве использовалась лучшая техника: мостовые краны, кессонные камеры для подводных работ. Работа шла круглый год, не прекращаясь даже зимой. Строительство было осложнено пожаром на мосту 7 июля 1914 г. и грандиозным оползнем Симбирской горы 29-31 мая 1915 г. Оползень разрушил восемь уже построенных опор аркады, железнодорожные пути, часть пассажирского вокзала у спуска к Волге, пострадало много жилых домов и различных построек.

В октябре 1916 г. все строительные работы были завершены, гигантский мост был построен в короткий срок всего за 2,5 года, за время строительство моста не погибло ни одного человека.

Официальное открытие моста и временное товарное движение произошло 5 (18) октября 1916 г. «Служители местных храмов во главе с епископом Симбирским и Сызранским преосвященным Никандром совершили торжественный молебен и освятили мост. Симбирский губернатор А. С. Ключарев и городской голова Л. И. Афанасьев поблагодарили всех, кто принимал решение о его строительстве, самих строителей».

Названный в начале строительства «Императорским Его величества Николая II», в 1917 г. мост был переименован в мост Свободы.

В связи с образованием Куйбышевского водохранилища в 1953-1958 гг. опоры моста были расширены и наращены. Вся реконструкция моста производилась без прекращения движения поездов.

Лит.: Мост на века // Деловое обозрение. Окт. 2007. №10 (117); Пунин А. Л. Архитектура отечественных мостов. Л., 1982; Саблина Ю. История одного моста. М., 2007.