В Санкт-Петербурге торжественно открыты Московские триумфальные ворота

28 октября 1838

«Победоносным Российским войскам в память подвигов в Персии, Турции и при усмирении Польши в 1826, 1827, 1828, 1829, 1830, 1831 годах».

Посвятительная надпись на Московских триумфальных воротах,

составленная Николаем I

16 (28) октября 1838 г. в Петербурге в память победам русского оружия в войнах с Персией и Турцией 1826-1829 гг. были торжественно открыты Московские триумфальные ворота — крупнейшее на тот момент в мире сборное сооружение из чугуна.

Проект триумфальных ворот был разработан архитектором Василием Петровичем Стасовым. Первоначально ворота хотели поставить у Обводного канала, но затем в связи с перенесением границы города дальше к югу было выбрано место у пересечения Московского шоссе и Лиговского канала.

5 (17) января 1834 г. был одобрен план расположения ворот вблизи моста через Лиговский канал, а через неделю, после установки на месте макета в натуральную величину, проект был окончательно утверждён. 14 (26) сентября 1834 г. состоялась церемония закладки Московских триумфальных ворот. По заведённому обычаю на дно котлована был опущен плоский камень с углублением. Туда бросили платиновые, золотые, серебряные и медные монеты, а сверху положили плиту с вырезанной на ней датой закладки и текстом императорского указа. Вслед за этим положили 22 небольших камня с инициалами присутствовавших высокопоставленных особ, членов комитета и архитектора Стасова.

Основным материалом для изготовления Московских триумфальных ворот был выбран чугун. Отливка антаблемента и аттика, а также ковка из листовой меди скульптурных деталей (трофеев, фигур гениев и капителей колонн) были осуществлены Александровским чугунолитейным заводом, находившимся на Шлиссельбургской дороге. Чугунные блоки для колонн отливались на старом казённом чугунолитейном заводе на четвёртой версте Петергофской дороги. Работами по отливке деталей и их монтажу на месте руководили мастера Александровского завода Маликов и Забурдин.

Размеры ворот внушительны: их ширина составляла 36,27 м, высота — 23,74 м; высота колонн — 15 м, диаметр — более 2 м, общий вес двенадцати колонн — 450 т. В честь завершения строительства ворот была отчеканена памятная медаль.

Ворота являлись не только триумфальным сооружением, но и заставой. По сторонам шоссе у въезда были сооружены две «кордегардии» — помещения для военных караулов.

В 1878 г. под Московскими воротами торжественно прошли полки, участвовавшие в освобождении от турок Болгарии, Сербии, Черногории, Бессарабии, Аджарии и части Армении.

В сентябре 1936 г. в связи с реконструкцией Московского проспекта было принято решение демонтировать ворота и снести кордегардии.

В 1941 г. чугунные блоки ворот использовались при сооружении противотанковых заграждений на южных подступах к Ленинграду. После Великой Отечественной войны во все градостроительные программы включался пункт о восстановлении Московских триумфальных ворот на прежнем месте. Учитывая, что основные части, необходимые для восстановления ворот, сохранились, Ленгорисполком 8 мая 1956 г. принял решение о восстановлении Московских триумфальных ворот.

В 1958-1960 гг. по проекту архитекторов И. Г. Капцюг и Е. И. Петровой ворота были восстановлены на прежнем месте.

В 2001-2002 гг. Государственным музеем городской скульптуры была проведена комплексная реставрация Московских триумфальных ворот с заменой кровли, с полной реставрацией всего декора и чугунных деталей, а также с воссозданием исторической окраски ворот и первоначальной исторической посвятительной надписи.

Лит.: Паршина Е. А. Московские ворота (Санкт-Петербург) [Электронный ресурс] // Экскурсии по Санкт-Петербургу. Б. д. URL: http://www.hellopiter.ru/The_moscow_gate.html; Раскин А. Г. Триумфальные арки Ленинграда. Л., 1977. С. 183-207.