Состоялось официальное открытие первой в России казённой железной дороги

13 ноября 1851

Старейшая государственная железнодорожная магистраль России была построена в середине XIX в. для обеспечения железнодорожного сообщения между Санкт-Петербургом и Москвой.

История Петербурго-Московской дороги началась 1 (13) февраля 1842 г., когда император Николай I подписал указ о строительстве железной дороги между Санкт-Петербургом и Москвой. Для проведения работ был учреждён специальный Комитет, в состав которого вошли как официальные представители власти (П. А. Клейнмихель, А. Х. Бенкендорф, А. А. Бобринский), так и технические руководители, и создатели проекта строительства (П. П. Мельников, Н. О. Крафт, К. В. Чевкин).

Пректно-изыскательские и строительные работы велись на протяжении десяти лет (в 1842-1851) и потребовали больших финансовых вложений, оригинальных технических решений, привлечения множества отечественных и зарубежных специалистов и значительного числа рабочей силы. В возведении дороги приняли участие более 800 тыс. рабочих, преимущественно из числа крепостных крестьян.

Движение на отдельных участках Петербурго-Московской железной дороги началось уже в 1846 г., а 1 (13) ноября 1851 г. состоялось официальное открытие всей магистрали. В Москву отправился первый «всенародный» поезд. «Санкт-Петербургские ведомости» написали тогда: «1-е ноября останется днём, навсегда памятным для России: в этот день происходило ... открытие для публики железной дороги, соединяющей две наши столицы — голову и сердце России».

Первый «всенародный» поезд состоял из паровоза, двух мягких, трех жёстких и одного багажного вагона. В первый рейс отправились 192 пассажира. Поезд вышел из Петербурга в 11 ч 15 мин. и прибыл в Москву на следующий день в 9 ч утра. Общее время в пути составило 21 ч 45 мин.

В середине XIX в. Петербурго-Московская дорога была наиболее совершенной в техническом отношении и самой протяжённой двухпутной железной дорогой в мире — её протяжённость составила 604 версты (644 км).

В 1855 г. новая магистраль и вокзал в столице были названы в честь императора Николая I. После революции, в 1923 г., Николаевскую дорогу переименовали в Октябрьскую, а вокзал получил действующее по сей день название — Московский.

 

Лит.: Великин Б. Петербург — Москва. Постройка дороги. 1842-1851. Л.; М., 1935; Уродков С. А. Петербурго-Московская железная дорога. История строительства (1842-1851). Л., 1951; Зензинов Н. А. От Петербург-Московской до Байкало-Амурской магистрали, М., 1986.

Октябрьская железная дорога: сайт. 2003-2018. URL: http://ozd.rzd.ru/.

 

См. также в Президентской библиотеке:

Железная дорога Санкт-Петербург – Москва // Территория России. Пути сообщения: [цифровая коллекция];

Поезд мчится в чистом поле: начало железнодорожного строительства в России: [видеолекция] / Роман Кончаков, доцент Российской академии народного хозяйства и государственной службы при Президенте РФ, Тамбовского государственного университета имени Г. Р. Державина, кандидат исторических наук; Президентская библиотека, [Научно-образовательный отдел]. СПб., 2016;

180-летие начала железнодорожного сообщения в России : [видеолекция] / Владимир Алексеевич Одинцов, заместитель начальника Октябрьской железной дороги по кадрам и социальным вопросам ; Президентская библиотека. СПб., 2017;

Развитие железнодорожного транспорта в России: [информационно-методический вебинар] для центров удаленного доступа к ресурсам Президентской библиотеки / [докладчик: Дарья Владимировна Парыгина, главный библиограф Отдела обслуживания пользователей]; Президентская библиотека. СПб., 2020;

В России открыта Царскосельская железная дорога // День в истории. 11 ноября 1837 г.