Проведена реорганизация Правительствующего Сената
15 (26) декабря 1763 г. по указу императрицы Екатерины II была проведена реорганизация Правительствующего Сената.
Реформа Сената упорядочила делопроизводство высшего органа государственной власти, распределив дела между шестью департаментами, четыре из которых находились в Петербурге, а два в Москве вместо бывшей Сенатской конторы.
Первый департамент был создан для надзора за местным управлением и являлся органом административной юстиции. В 1805 г. департамент был разделён на пять экспедиций (к 1917 г. их насчитывалось уже 12).
Второй департамент был учреждён для рассмотрения дел Рекетмейстерской конторы, Судного приказа, розыскных экспедиций, Экспедиции о колодниках. Первоначально дела в департаменте распределялись произвольно между четырьмя экспедициями, с 1805 г. — между тремя экспедициями по территориальному признаку.
Третий департамент был учреждён в составе трёх экспедиций. Ему были поручены дела по губерниям, состоявшим на особом положении (Малороссия, Лифляндия, Эстляндия, Выборгская губерния, Нарва) и некоторым специальным управлениям.
Четвёртый департамент занимался делами по Военной и Адмиралтейской коллегиям, с зависящими от них установлениями. Первоначально состоял из трёх экспедиций.
Из московских департаментов, 1-му было поручено «отправление всяких Государственных текущих дел, каковы ныне исправляет Сенатская Контора», 2-му — «апелляционные дела и по Герольдии, против 2-го Департамента». Все департаменты были признаны самостоятельными коллегиями, «в равной силе и достоинстве».
Во главе департаментов были поставлены обер-прокуроры, а во главе Первого — генерал-прокурор (с 1771 г. — обер-прокурор).
Реформа 1763 г. меняла порядок рассмотрения дел: они должны были решаться единогласно в департаментах, и лишь в случае возникновения разногласий вопрос выносился на общее заседание Сената. Таким образом, каждый департамент выступал как самостоятельное подразделение Сената со своим кругом дел и своей канцелярией, что разрушало единство этого высшего государственного учреждения. В ходе реформы законодательные функции Сената были сведены к устранению мелких пробелов в законах, не имевших политического значения, однако по-прежнему за ним были сохранены функции контроля и высшего судебного органа.
Декретом Советской власти от 22 ноября (5 декабря) 1917 г. Сенат в России был упразднён.
Лит.: Высшие и центральные государственные учреждения России. 1801-1917 гг. СПб., 1998. Т. 1; Градовский А. Д. Начала русского государственного права. СПб., 1876. Т. 2. Кн. 2. Отд. 2. Гл. 1: Правительствующий Сенат (п.п. 55-109).
См. также в Президентской библиотеке:
Правительствующий сенат: краткий исторический очерк и биографии сенаторов. СПб., 1912;
Троцина К. Е. История судебных учреждений в России. СПб., 1851;
Цейль М. А. Правительствующий сенат: Справочная книга. СПб., 1898.