
Из фонда Президентской библиотеки: «Смех – хорошее оружие против глупости и невежества, и этим оружием Фонвизин владел в совершенстве»
14 апреля 2018 года исполняется 273 года со дня рождения классика русской литературы XVIII века Дениса Ивановича Фонвизина. В электронном фонде Президентской библиотеки представлены как «Полное собрание оригинальных произведений» сатирика, изданное в 1902 году, так и исследования, посвящённые его жизни и творчеству.
«Смех – хорошее оружие против глупости и невежества, и этим оружием Фонвизин владел в совершенстве, – пишет автор, укрывшийся за инициалами К. П. М. в раритетном издании „Денис Иванович Фонвизин“ (1900), представленном на портале Президентской библиотеки. – Нужно помнить, что в „Недоросле“ изображаются нравы части русского общества середины восемнадцатого столетия. С невежеством тогдашних мелких помещиков правительству приходилось очень много бороться. Правительство прилагало все усилия к тому, чтобы разъяснить пользу, приносимую образованием, как отдельным лицам, так и всему государству. Немногие, однако, понимали это».
Как и многие выходцы из Германии, ставшие настоящими патриотами России, представители рода Фон-Визен с течением времени фамилию свою стали писать не на немецкий лад, а на русский, слитно: Фонвизины. Образование, полученное будущим писателем в семье, а затем в московской университетской гимназии, позволило ему за три года пройти университетский курс наук и поступить на военную службу, а затем трудиться переводчиком в иностранной коллегии. С этого момента начинается петербургский период его жизни.
Образованный, лёгкий в общении молодой человек был любим в обществе; всегда находились влиятельные покровители, готовые продвигать его по служебной лестнице, создавать условия для литературной работы. Сначала это был кабинет-министр Елагин, заядлый театрал, старавшийся избавить начинающего литератора от обременительной министерской рутины. При его покровительстве Фонвизину удалось написать и прочесть в присутствии самой императрицы комедию «Бригадир», в которой он осмеял поклонение всему иностранному «без различия, хорошо ли и полезно это иностранное, или никуда не годится».
Благорасположение Никиты Ивановича Панина, состоявшего воспитателем цесаревича Павла Петровича и ведавшего иностранными делами, также способствовало тому, что молодой литератор развернул энергичную деятельность, «вполне обнаруживая свои дарования». «Граф Панин, – читаем в вышеназванной книге, – был выдающимся человеком среди сподвижников императрицы Екатерины, отличавшихся умом, деятельностью и блестящими способностями. Льстецы и искатели были ему противны».
По окончании воспитания цесаревича Панин получил от императрицы щедрую награду в виде имения с девятью тысячами душ крестьян – и со всей душевной щедростью раздал царский подарок своим лучшим сослуживцам. На долю Дениса Ивановича пришлось около тысячи двухсот душ крепостных. Отныне он стал не просто обеспеченным – богатым человеком. Словом, роптать на жизнь Фонвизину не приходилось. «Да жаловаться и унывать вообще было не в его характере, чрезвычайно живом, беззаботном и весёлом, – сообщается в книге „Денис Иванович Фонвизин“. – Фонвизина везде встречали с распростёртыми объятиями, всюду он являлся желанным гостем. Все признавали в нём умного, выдающегося человека и талантливого писателя. К чрезвычайно привлекательным чертам Дениса Ивановича относилась ещё отзывчивость».
В 1782 году в театре купца Карла Книппера на Царицыном лугу (ныне Марсово поле) состоялось триумфальное представление пьесы «Недоросль». «Публика „аплодировала эту пьесу метанием кошельков с деньгами“ на сцену», – свидетельствует краткий биографический очерк в книге «Сочинения Д. И. Фонвизина». Очень скоро комедия перешла на подмостки императорских театров.
«Один из знакомых Фонвизина, – рассказывает всё тот же автор, К. П. М., – сказал ему после представления: „Умри, Денис, – лучше не напишешь“. Эти слова оказались пророческими. Действительно, после этой пьесы Фонвизин написал немного, – и ничего равного «Недорослю».
В электронном читальном зале Президентской библиотеки можно ознакомиться с исследованием А. Незеленова «Литературные направления в Екатерининскую эпоху» (1889). Автор – известный в XIX столетии историк литературы, профессор Александр Ильич Незеленов сделал несколько глубоких замечаний о характере дарования Фонвизина и типичности героев «Недоросля». Комизм представленного на сцене, по мнению критика, не только в том, что смешно, колоритно, со знанием дела выписаны грубый, принижающий человеческое достоинство быт семьи Простаковых и безнадёжная отсталость Митрофанушки. В «Недоросле» подспудно существует комизм более глубокий, внутренний: грубость, которая тщится выглядеть любезно; жадность, прикрываемая мнимым великодушием; невежество, претендующее на образованность.
Может, оттого и не сходит со сцены без малого полтора века комедия Фонвизина, – «несовместимого соединитель», «зерцало пороков и вступающих с ними в спор добродетелей». Та самая актуальная пьеса, которой всегда недостаёт ищущему театру всех времён и народов.