Узнай Дальний Восток с Президентской библиотекой

3 сентября 2018

В преддверии Восточного экономического форума, который пройдёт 11–13 сентября 2018 года во Владивостоке, Президентская библиотека представляет цифровые копии редких документов и материалов о регионах Дальневосточного федерального округа, самого большого в нашей стране, занимающего 36% её территории.

В округ входят девять регионов, и каждому из них посвящена отдельная коллекция Президентской библиотеки. Это Амурская область, Еврейская автономная область, Камчатский край, Магаданская область, Приморский край, Республика Саха (Якутия), Сахалинская область, Хабаровский край, Чукотский автономный округ. Кроме того, на нашем портале доступна общая коллекция «Точка притяжения – российский Дальний Восток».

Когда и кем заселялись эти обширные территории восточной части Евразии? С какими трудностями сталкивались переселенцы?

Активное продвижение русских в Восточную Сибирь и на тихоокеанское побережье датируется XVII–XVIII веками. В XIX веке Дальний Восток стал уже настоящим форпостом России в Азиатско-Тихоокеанском регионе, местом взаимовыгодного сотрудничества с такими странами, как Китай, Корея, Япония, не разрушенного даже военными превратностями XX века.

В советское время на Дальнем Востоке росли города, активно строились заводы и дороги. В XXI веке перед регионом поставлена задача опережающего развития, объявлена программа «Дальневосточный гектар» и т. д.

На портале Президентской библиотеки собрано множество цифровых копий документов, книг, периодических изданий и фотографий, посвящённых разным городам Дальнего Востока.

Возьмём Владивосток, столицу Приморья. Каким он был, к примеру, в 20-е годы прошлого века? Об этом можно узнать из справочника «Весь Владивосток» за 1926 год. В стране – Новая экономическая политика (НЭП). «Резинотрест» предлагает галоши и шины, «Табачный трест» папиросы и сигары, «Отель Версаль» – первоклассный отдых с водопроводом в каждом номере (это была редкость).

Посмотреть на дореволюционные виды города можно на открытках из коллекции Президентской библиотеки. А составить впечатление о том, как во Владивосток добирались жители европейской части страны, лучше всего из конспекта лекций «От Петрограда до Владивостока» (1915): «Кратчайший путь от Петрограда до Владивостока – 8154 версты. Это расстояние пассажиры проезжают за 9–12 суток», – говорится в книге.

Но железнодорожная станция появилась во Владивостоке только в 1893 году (кстати, закладывал её в 1891 году Цесаревич, будущий император Николай II). Сколько же добирались сюда раньше? В издании «Весь деловой и торговый Владивосток на 1924 год» говорится, что «от Читы до Благовещенска для будущих культуртрегеров (носителей культуры) края требовалось не менее двух лет, а дальнейшее путешествие до Приморья отнимало ещё до десяти лет».

При этом в книге «Экономика Дальнего Востока» 1926 года М. И. Целищев пишет, что «обжитая территория Дальнего Востока по сравнению с занимаемым пространством составляет ничтожную часть», а «любые начинания по хозяйственному оживлению края наталкиваются на пустынность области, ничтожную освоенную площадь, и безусловную необходимость привлечения населения на Дальний Восток извне».

Далее – Хабаровский край. Из статьи «Порто-Франко на Амуре» (1900) Н. Емельянова можно узнать, в какой степени обширный дальневосточный край прирастал усилиями дипломатов, и в какой военных: «Айгунский трактат (договор между Российской империей и Китаем 1858 года) укрепил этот край за нами. Наконец, пекинский трактат (1860) окончательно признал за нами не только Амурский, но и весь Уссурийский край. Но дипломатические договоры в слишком слабой степени обеспечивали владение вновь присоединёнными областями, в них нужно было сосредоточить известное количество войск, их необходимо было заселить коренным русским населением, в том числе казаками, способными не только водворить внутренний порядок в крае, но и дать посильный отпор всякой попытке иноземного вторжения».

При этом заселение края на первых порах встретило «почти непреодолимые препятствия»: «Переселенцев давили громадные пустынные пространства края, в котором ничего необходимого нельзя было достать. Всё необходимое приходилось получать либо сплавом по реке Амуру из Забайкальской области, или везти из Европейской России вокруг мыса Доброй Надежды или же, наконец, выписывать из-за границы».

А уже современный журнал «Русский репортёр» в статье «Петроглифы Сикачи-Аляна» рассказывает об уникальных изображениях зверей, людей и масок на базальтовых валунах в Хабаровском крае. Сохранилось около 150 петроглифов, хотя предполагается, что раньше их было как минимум в два раза больше: какие-то камни со временем были перевёрнуты и вросли в землю, какие-то очутились в реке. Назначение петроглифов определить сложно. Однако до сих пор для приверженцев шаманизма они являются местами поклонения.

Особую атмосферу Хабаровского края и Дальнего Востока позволяет прочувствовать цикл документальных фильмов «Россия из окна поезда» на портале Президентской библиотеки, где, в частности, рассказывается об экспедиции по БАМу в порт Ванино. «На БАМе долгие безостановочные переходы могут длиться днями, – говорит один из авторов фильма Антон Ланге. – За это время можно не увидеть ни единой души».

Он же сравнивает БАМ со второй главной железной дорогой Дальнего Востока: «Транссиб даже в самых глухих местах – дорога цивилизованная, мощная, почти гламурная. БАМ – другой, гораздо более брутальный, суровый».

Особый интерес представляет участок Восточного БАМа в Хабаровском крае, от Ванино до Тынды. На этом уникальном отрезке, который строился в годы Великой Отечественной войны, настолько крутые подъёмы и настолько сложный рельеф вокруг, что к поездам присоединяют дополнительные толкачи. «Во многих странах мира принято гордиться своими железными дорогами, но почему-то не в России», – с грустью констатирует Ланге.

Другая транспортная «достопримечательность» Хабаровского края и всего Дальнего Востока – это паромы, курсирующие между Большой землёй (Ванино) и Сахалином (Холмск). Лишь в середине 70-х годов прошлого века была частично решена многолетняя проблема доставки людей и грузов на самый большой остров России. Тогда в Калининграде было построено 10 специальных паромов, которые преодолели три океана, прежде чем добраться сюда. Эти удивительные суда способны увезти за раз целый железнодорожный состав!

Рассказ о Сахалине начать стоит с того, что в 1805 году моряки с российского судна «Надежда» под командованием И. Ф. Крузенштерна нанесли на карту восточный берег Сахалина и описали быт и нравы некоторых обитателей этих мест. Однако обойти Сахалин кругом тогда не удалось, поэтому вопрос о том, является ли он островом или полуостровом, некоторое время оставался открытым. В коллекции Президентской библиотеки есть цифровая копия раритетной книги 1809 года И. Ф. Крузенштерна «Путешествие вокруг света в 1803, 4, 5 и 1806 годах».

Наиболее активное освоение острова датируется серединой XIX века, и именно этому периоду посвящена книга-дневник «Остров Сахалин и экспедиция 1853–1854 годов» Н. В. Буссе. Наверняка многие знают, что в период Российской империи Сахалин прежде всего использовался как место ссылки. Об этом в предисловии к книге Буссе читаем следующее: «Особенное внимание на остров Сахалин, который по отдалённости своего положения среди негостеприимных Охотского и Японского морей представляет все условия места, назначаемого для отдалённой ссылки, но с другой стороны – его естественные богатства, в особенности обильные залежи каменного угля».

Впрочем, и из официальных документов можно почерпнуть немало интересного. Так, в деле министерства юстиции «О возмещении убытков, понесённых жителями о. Сахалин во время Русско-японской войны» (1906) сообщается о том, как компенсировалась русским жителям острова их временное выселение на материк в 1904–1905 годах. «Всего претензий указанного рода заявлено на сумму свыше 700 000 рублей», – говорится в документе.

Камчатка. Освоение этого уголка нашей страны началось ещё раньше, в XVIII веке. Так, книга Степана Крашенинникова «Описание Земли Камчатки» (1755) повествуют «о пище и питии камчатского народа», «о езде на собаках», «о плодородии камчадалов, о родах жён их, именах мужеских и женских» и т. д.

Героическая оборона Петропавловска-Камчатского в ходе Крымской войны 1853–1856 годов подробно описана в «Нападении на Петропавловский порт англо-французской эскадры в 1854 году» (1884) из журнала «Чтение для солдат». «Предпринимая столь далёкую экспедицию в Тихий океан, союзники рассчитывали наверняка завладеть портом, зная, что сухопутное сообщение с заселённой частью России весьма затруднительно, а все морские пути были тогда в руках неприятельского флота». Однако город выстоял. Авантюра англичан и французов не удалась.

Любителям кино рекомендуем посмотреть посвящённые Камчатке фильмы: «Камчатка: переселенцы с материка и местные жители» и «Поездка Правительственной комиссии на Камчатку и Сахалин».

А вот описание «морских ворот» Камчатского края – Авачинской бухты в журнале «Русский репортёр» за 2013 год: «Как учат в камчатских школах, в Авачинской бухте может разместиться или весь мировой торговый флот, или флот одной какой-нибудь страны полностью. Это залив, который уходит вглубь материка на 20 с лишним километров».

Авачинскую бухту сравнивают с другой гигантской бухтой – Гуанабара, на берегах которой расположен Рио-де-Жанейро. В Авачинской бухте находится одна из баз российского Тихоокеанского флота, а вокруг – несколько заповедников. Самый известный из них – «Остров старичков», названный так отнюдь не в честь пенсионеров, а из-за колоний морской птицы под названием «старик». Кроме того в незамерзающей Авачинской бухте водятся тюлени и киты.

Чукотка. О чукотском чуде – Китовой аллее «Русский репортёр» написал в 2014 году: «Самый северный на земле памятник человеческой цивилизации был случайно открыт летом 1976 года. Экспедиция института этнографии АН СССР, обследовав берега Чукотки, шла к своему завершению. Научное судно проплывало мимо покрытого туманом острова Ыттыгран, лежащего в Силюкской бухте. Внезапно туман рассеялся, и взору учёных открылась поразительная картина: на берегу острова белели десятки гигантских китовых костей, вертикально вкопанных в грунт». Общая длина «объекта» составила полкилометра, для такой конструкции потребовалось бы не менее шестидесяти взрослых животных. Скорее всего, здесь был жертвенник.

Также Чукотку называют «осколком Берингии». «Чукотка – удивительная страна. По удалённости от центров европейской цивилизации она подобна Огненной земле на южной оконечности Южной Америки или острову Пасхи, затерянному в южной части Тихого океана, – говорится в книге «Ориентиры развития Берингии в XXI веке» (2004) В. С. Кривощёкова. – Это осколок Берингии – моста суши, неоднократно связывавшего Азию и Северную Америку, то появляющегося из пучины Берингова и Чукотского морей, то снова погружающегося в пучину».

Учёные полагают, что за последние 2,5 млн лет узкий Берингов пролив трижды «сходился» и снова разделял Евразию и Америку. Последний случай такого «природного моста», судя по всему, датируется периодом 360–700 тыс. лет назад.

И, исходя из подобных природных особенностей, именно здесь, в Берингии, дольше всего выживали мамонты, последняя популяция которых ещё совсем недавно по геологическим меркам – 3–4 тыс. лет назад – «паслась» на острове Врангеля…

«Естественно задаться вопросом, а что же будет в будущем? Соединится ли Аляска с Чукоткой новым мостом суши? – спрашивают авторы книги. – В ближайшее время нет, но сжатия и расширения Земного шара происходят периодически»…

Колыме посвящена коллекция Президентской библиотеки «Магаданская область: страницы истории». В этой подборке – исследования, статистические материалы, карты и др. На этих открытках можно посмотреть на Магадан 60-х годов XX века. Об Охотско-Камчатском крае рассказывают дореволюционные труды Н. В. Слюнина, где он пишет: «Открытие этого края и присоединение его к русским владениям представляет собой заключительный финал деятельности небольшой партии казаков, охочих людей и промышленников». В течение одного с небольшим столетия «эти небольшие отряды удальцов и всякого рода вольницы, проведывая неизвестные землицы и собирая мягкую рухлядь (ценного меха), совершили небывалый в истории подвиг завоевания такого обширного пространства».

А в «Путешествии по Восточной Сибири» И. Д. Булычова описывается хронология освоения этих земель (с частью земель, ныне входящих в соседний с Магаданской областью Хабаровский край): «В 1645 году казак Поярков по Амуру вышел в Охотское море. В 1647 году Шелковников, спустившись по реке Мае до самого моря, в трёх верстах от устья реки Охоты основал укреплённое зимовье. Год спустя казаки: Алексеев и Дежнёв, выйдя из Колымы, поворотили на восток, и, плывя вдоль берега, дошли до Берингова пролива (за 80 лет до Беринга)». Кроме того, сообщается, что «многие подобные экспедиции были совершены в то время, но безуспешно».

Еврейская автономная область. В электронном читальном зале Президентской библиотеки, а также в расположенных в каждом регионе нашей страны пунктах доступа к ресурсам библиотеки доступны фрагменты кинохроники «Биробиджан: от заброшенного полустанка до центра Еврейской автономной области, 1937 г.», повествующие о том, как нынешняя столица ЕАО город Биробиджан ещё не так давно была маленькой железнодорожной станцией Тихонькая.

История этого удивительного региона – единственной автономной области в составе России – начинается в мае 1928 года, когда Президиум ЦИК СССР принял решение о «закреплении для нужд сплошного заселения трудящимися евреями свободных земель в Приамурской полосе Дальневосточного края». В книге «О заселении Биро-Биджанского района трудящимися евреями» А. Н. Мережина говорится о конкуренции молодой ЕАО с соседними Китаем и Маньчжурией, о том, что проект масштабного заселения этих земель изначально многими воспринимался скептически. А в книге «Что такое Биро-Биджан» (1929) того же автора отмечается, что на первых порах переселенцы здесь сталкивались со многими бедами: наводнениями, сибирской язвой, проблем из-за позднего прибытия тракторов и т. д.

Приамурье. В «Трудах командированной по высочайшему повелению Амурской экспедиции» (1911) А. Н. Митинского отмечается, что «на Амурскую экспедицию, согласно высочайше утвержденному 27 октября 1909 года постановлению Совета министров, было возложено колонизационное обследование района Амурской железной дороги и изыскание мер к его заселению». Любопытно также, что в этой книге среди отраслей народного хозяйства на Дальнем Востоке упоминаются также каторжные работы. Правда, судя по всему, тогда они уже воспринимались уходящими в прошлое: «Каторжные работы убыточные по своей сути, ибо вместо хорошего работника приходится кормить двух-трёх подневольных – плохих, да ещё и солдат к ним. Каторга оказала пользу разве только во время войны, когда иначе кабинету пришлось бы закрыть промыслы по недостатку рабочих из-за мобилизации и т. д».

Подробному изучению Амурской области посвящены труды таких известных исследователей, как П. П. Семёнов-Тян-Шанский и Г. Е. Грум-Гржимайло. При этом любопытна скромность, какой авторы сопровождают свой труд «Описание Амурской области»: «Древнейшая история Амурского края нам почти совсем неизвестна. Даже у китайских историков мы не находим ничего, кроме фантастических рассказов о народах, населявших некогда эту страну. И только после сменившихся одна за другой династий – Ляо (916–1115) и Гинь (1115–1235), из которых первая возникла при берегах Амура, а вторая в лесах Гириня, китайские сведения... получают большую определённость, истину и полноту».

Наконец, Якутия (Республика Саха). Об этом удивительном регионе повествуют «Труды Якутской экспедиции, снаряжённой на средства И. М. Сибирякова» (1900). Здесь приведены сказки на верхне-юкагирском наречии, которые значительно отличаются, к примеру, от русских народных и отражают особенности местной жизни: это сказки о лисице, собаке, зайце, и даже о вши и «человечьем парне» и т. д.

В документе «Важнейшие узаконения и распоряжения Правительства, касающиеся Якутской области» (1910) говорится об одобренном Государственным Советом и Государственной Думой законе об отпуске из казначейства средств на составление «Словаря якутского языка». И содержится приписка: «На подлинном Собственной Его Императорского Величества рукой написано: „Быть по сему“».

В «Летописи Якутского края, составленной по официальным и историческим данным» (1896) описана история российского освоения этих земель начиная с 1620 года, когда появились «первые сведения, полученные от мангазейских казаков о реках Енисей и Вилюй, и (было) донесение их в Тобольск о новом народе – якутах».

О природных богатствах якутского края много говорится в книге «Восточные окраины России» из цикла «Живописная Россия».

Сегодня Дальний Восток – это по-прежнему огромные, перспективные территории, влекущие невероятной красотой природы и множеством уникальных мест, каких нет больше нигде в мире.