Переправа между берегами времени: раритетные фотографии мостов Санкт-Петербурга в новом поступлении в фонд Президентской библиотеки
Мосты – важнейшее связующее звено в жизни каждого жителя Санкт-Петербурга и одна из главных отличительных черт города на Неве, которая неизменно привлекает, интригует и очаровывает туристов со всего мира. Именно мостам посвящена новая подборка фотографий, которые поступили в фонд Президентской библиотеки. Более 500 уникальных снимков в рамках соглашения о сотрудничестве передала одна из старейших эксплуатационных организаций России «Мостотрест».
Эти фотографии, словно сегменты большой и сложной мозаики, складываются в удивительную и поистине живую историю петербургских мостов: с момента появления их контуров на бумаге в виде проектов до реального воплощения. Каждый снимок или их серия представляют собой эпизоды из жизни переправ. Вот, например, Измайловский мост, которому в этом году исполнилось 280 лет. Благодаря одной из фотографий можно узнать, что в 1932 году ему потребовалось усиление, – и вот прямо на наших глазах бригада советских рабочих под руководством прораба П. Степнова ведёт необходимые работы.
А вот – Зелёный мост, который через 2 года отпразднует 300-летний юбилей. В распоряжении Президентской библиотеки оказались проект его фасада и смета, датированная 1905 годом, «на переустройство Полицейскаго моста через реку Мойку по Невскому проспекту». Речь идёт всё о том же Зелёном мосте, но дело в том, что в первой половине XVIII столетия он был переименован. По одной версии – из-за близости к управлению городской полиции, по другой – к дому известного генерал-полицмейстера Санкт-Петербурга Н. И. Чичерина. После революции мост снова сменил имя – стал Народным. Историческое же название – Зелёный – вернулось к нему только в 1998 году.
Если же говорить о возведении той или иной переправы, то этот процесс хорошо виден на подборке фотографий строящегося в 1957 году Краснооктябрьского моста, который сейчас соединяет левый берег Обводного канала с Безымянным островом.
Особую же ценность представляют снимки, позволяющие заглянуть в то самое прошлое, которое было утрачено безвозвратно. Например, можно увидеть Измайловский (или Никольский) трамвайный мост через реку Фонтанку – до наших дней он не сохранился. До начала Великой Отечественной войны по нему передвигались исключительно конки, затем трамваи, пешеходное движение было запрещено. Но после переноса маршрутов переправу перестали использовать, с годами она стала ветшать и в конце концов была разобрана. До современности «дожили» только устои моста.
Интересно также отметить, что многие мосты раньше выглядели совсем иначе, чем мы привыкли их видеть, – они часто перестраивались. Не исключение в этом смысле Итальянский мост через канал Грибоедова, неподалёку от храма Спаса на Крови. На фотографиях, доступных на портале Президентской библиотеки, видно, что изначально, до 30-х годов XX века, переправа была деревянной. И только потом – уже в 50-х – её выполнили из стали.
Внимательно рассмотреть все фотографии петербургских мостов из нового поступления в фонд Президентской библиотеки можно как на портале, так и в электронных читальных залах, которых насчитывается уже более 600. Они расположены во всех 85 регионах России.