
В Президентской библиотеке прозвучала музыка эпохи Александра III
В Президентской библиотеке состоялся очередной концерт музыкально-просветительского проекта «Музыка российской государственности», посвящённый эпохе императора Александра III.
Александр III был не только великим политиком, но и поклонником, распространителем искусств в Российской империи. С детства цесаревич обнаружил редкую для его возраста тягу к прослушиванию классической музыки и игре на духовых инструментах. Александру шёл третий год, когда он взял в руки игрушечную «дудку», а с годами овладел игрой на нескольких духовых инструментах. В описи вещей в личных комнатах императора в Гатчинском дворце упоминаются музыкальные инструменты, хранившиеся «под рукой». Так, в рабочей комнате Александра III находилась валторна, в соседних комнатах – труба-баритон и труба.
О музыкальных пристрастиях императора подробно писал в мемуарах граф С. Д. Шереметев. Он вспоминал, в частности, что царь «церковную музыку очень любил, ценил Бортнянского, но предпочитал Львова за его задушевность. Любимая его Херувимская была Львова. Он назначил её петь в день своей коронации…».
Александру III нравилась и «лёгкая» музыка, особенно вальсы Штрауса. Он следил за музыкальными новинками, но отзывы его о произведении и исполнении всегда были осторожны. Он никогда не судил по первому впечатлению.
Обо всех особенностях музыкальной жизни периода правления Александра III в живой непринуждённой манере рассказал зрителям историк Александр Мясников. В частности, про то, что государь профессионально играл на тромбоне и баритон-геликоне, высоко ценил музыку П. И. Чайковского, участников «Могучей кучки» – Н. А. Римского-Корсакова, М. П. Мусоргского, А. П. Бородина, Ц. А. Кюи, М. А. Балакирева. Целью императора была поддержка национальной музыкальной культуры в разных уголках России.
«Император Александр III был чисто русский человек, и это проявлялось не только во внешней его политике, но и в делах, казалось бы, не очень важных. Так, например, он установил, чтобы лица свиты, им пожалованные, имели на эполетах и погонах вензель его имени, исполненный славянской вязью», – рассказал Александр Мясников. Император любил душевные, раздольные русские песни, сам пел в хоре. Александру нравились народные инструменты, он даже ввёл балалайку как обязательный инструмент для солдат российской армии.
Именно она, балалайка, стала украшением вечера наряду с прекрасными вокальными номерами. Совсем не случайно музыку эпохи Александра III в этом концерте проиллюстрировали уникальные коллективы – Оркестр русских народных инструментов Санкт-Петербургской государственной консерватории им. Н. А. Римского-Корсакова и «Унисон балалаек».
В концерте прозвучала музыка А. К. Глазунова, В. В. Андреева, С. В. Рахманинова, М. И. Глинки, Н. А. Римского-Корсакова, Л. Д. Малашкина, обработки русских народных песен.
Солировали в этот вечер заслуженная артистка России Наталья Шкребко (домра) и Ольга Красницкая (гусли).
Романсы, которые П. И. Чайковский посвятил супруге императора, принцессе Дагмар, исполнила заслуженная артистка России, солистка Мариинского театра Ольга Трифонова (сопрано). Вряд ли кого-нибудь оставил равнодушным волнующий баритон и яркий артистизм солиста Мариинского театра Григория Чернецова.
Проект «Музыка российской государственности» – цикл из десяти мультимедийных концертов в сопровождении увлекательного повествования историка Александра Мясникова, который осуществлён с использованием гранта Президента Российской Федерации на развитие гражданского общества, предоставленного Фондом президентских грантов.
Все мероприятия проходят в Президентской библиотеке.
Концерт транслировался в режиме онлайн на портале Президентской библиотеки в разделе «Интернет-вещание».