Рождественские традиции – в коллекции Президентской библиотеки
«Русская душа отдыхает и радуется в церковный праздник, и благо тому, кого благочестивые родители с детства приучили чтить праздник, с радостным чувством ждать его и услаждаться его освежающею и возвышающею силой», – писал обер-прокурор Святейшего Синода К. П. Победоносцев в 1893 году в издании «Праздники Господни».
История новогодних и рождественских праздников представлена Президентской библиотекой в коллекции «Новый год и Рождество в России». На её портале можно познакомиться с редкими светскими и церковными книгами, раскрывающими историю одного из главных христианских праздников – Рождества Христова, включая такие издания, как «Рождество Христово: Служба на праздник рождества еже по плоти, господа бога и Спасителя нашего Иисуса Христа», «Престольные и другие праздники в Иркутских церквях», «Рождество Христово» и другие.
Появление Спасителя на свет было чудом, для осознания которого людям требовалось время. Постепенно складывались и традиции празднования этого преисполненного какой-то высшей радостью дня. В канун Рождества считалось, что нельзя есть до появления первой звезды – это связано с преданием о появлении Вифлеемской звезды, возвестившей о рождении Христа.
«В канун Рождества, называемый сочельником, никто ничего не ел до появления звезды, и правила этого держались строго ещё в прошлом веке, – описывается в книге Ивана Божерянова «Как праздновал и празднует народ русский Рождество Христово, Новый год, Крещение и Масленицу». Автор по этому поводу рассказывает историю, ставшую легендой: «Приглашённый к обеденному столу в сочельник императрицею Екатериною II знаменитый А. В. Суворов, известный своею набожностию, также ничего не ел. Заботливая хозяйка уверяла Суворова, что стол был рыбный. Обед по тогдашнему времени был ранний, до явления звезды. Пошли догадки, что Суворов постничает, ожидая небесного вестника. Императрица шепнула стоявшему за нею камер-лакею, и в ту же почти минуту принесли на золотом блюде, с собственного платья Ея Величества бриллиантовую звезду св. Александра Невского. Государыня пожаловала её герою, сказав:
– Видишь ли звезду? Вот теперь кушай!
Бывший тут князь Потёмкин воскликнул: „Тако да просветится свет твой пред человеки!“».
Божерянов делает особый акцент на заботе православных об утверждении трезвости в укладе жизни: «Молодым женщинам не подносили вина, они часто сами выходили в светлицу хозяйки испить кваску, там хозяйка подавала им годовалый мёд за столом, людей непьющих принимали за важных особ и провожали с честью».
Непременным атрибутом рождественских праздников стала ель, обычай наряжать которую и веселиться вокруг неё привёз из Европы Пётр Великий. Есть в коллекции Президентской библиотеки и очень грустная открытка «С Рождеством Христовым!» времён Первой мировой войны, связанная с елью, вернее, с недоступностью тёплого, красивого праздника: на переднем плане открытки сидит пара солдат с винтовками в створе припорошенного снегом окопа. А слева – полупрозрачно прописанный художником строй белых ангелов, у каждого в руках – маленькая ёлочка…
Всю гамму чувств, которую испытывает взрослый человек, вспоминая семейный праздник своего детства, передаёт «Стихотворение в прозе А. Ф. Кони „Канун Рождества“».
В фонде Президентской библиотеки также можно ознакомиться с художественными рассказами, посвящёнными теме Рождества Христова. Рождественские истории широко представлены в книге «От Рождества до Пасхи».
Тема Рождества и связанной с приходом Спасителя радости жизни неисчерпаема, ибо, как написано в книге Ивана Божерянова «Как праздновал и празднует народ русский Рождество Христово, Новый год, Крещение и Масленицу», «когда родился Христос – снег исчез, деревья украсились листьями и цветами, земля покрылась ковром из трав». Здесь же сказано: «Праздник Рождества чествовался как восстановление рая на земле».