Василий Ключевский и его исторический театр – в фонде Президентской библиотеки

28 января 2019

«Мы затруднились бы поставить рядом с Ключевским кого-либо из прославленных западных историков, – пишет Б. Сыромятников в оцифрованном издании „В. О. Ключевский и русская историческая наука“, с которым можно ознакомиться на портале Президентской библиотеки, – в ком бы так гармонически сочетались первоклассный художественный талант и искусство живой и образной речи с поразительной силой проникновенного исторического анализа и богатейшей эрудиции специалиста».

28 января 2019 года исполняется 178 лет со дня рождения Василия Осиповича Ключевского. Выдающемуся историку, профессору Московского университета и почётному академику Петербургской академии наук посвящена электронная коллекция Президентской библиотеки «В. О. Ключевский (1841–1911)». Подборка включает цифровые копии основополагающих трудов учёного, посвящённых ему исследований, архивных документов и малоизвестных воспоминаний о нём, таких как факсимиле дружеских писем Ключевского к А. Ф. Кони, студенческие воспоминания Василия Осиповича о С. М. Соловьёве, воспоминания друзей и студентов о Ключевском.

Будущий историк родился в 1841 году в семье сельского священника, учился в Пензенском духовном училище, затем в Пензенской духовной семинарии. «Эта первоначальная жизненная обстановка обвеяла его юную душу тем нравственным теплом, которым, несмотря ни на что, согрета трудовая жизнь русской деревни, – отмечает издание «В. О. Ключевский: характеристики и воспоминания» (1912). – Та симпатия к русскому крестьянину-земледельцу, его обострённый интерес к судьбам этого крестьянина восходят, несомненно, к впечатлениям его детства и юности. Здесь же надо искать отчасти объяснения и тем исследовательским симпатиям, которые проявлял Василий Осипович к исторической деятельности класса, стоявшего рядом с крестьянством, бывшего народною интеллигенциею, т. е. русского духовенства».

Казалось бы, путь Василия Ключевского был предопределён. Однако неделю спустя после отмены крепостного права в 1861 году «вышел на волю», покинув семинарию, и её лучший ученик. «Между двумя этими фактами несомненно была некоторая внутренняя связь, – продолжает автор, – а не случайное совпадение. В русской общественности повеяло новым, свободным духом, стали открываться заманчивые жизненные перспективы, широкое поприще для приложения способностей, и талантливого семинариста естественно потянуло на этот общественный простор».

К историческим судьбам русского народа Ключевский обнаружил интерес ещё в средней школе, позже он познакомился с трудами Татищева и Карамзина, «которые были не только прочитаны, но и передуманы», – и решил поступать на филолого-исторический факультет Московского университета.

Как отмечает «Новый энциклопедический словарь», выпущенный издательством Ф. А. Брокгауза и И. А. Ефрона (1912), на формирование научных интересов Ключевского сильное влияние оказали профессор кафедры государственного права Б. Н. Чичерин и профессор кафедры русской истории С. М. Соловьёв: «В лекциях Чичерина его пленяла стройность и цельность научных построений; в лекциях Соловьёва он познал, по собственным его словам, „какое наслаждение для молодого ума, начинающего научное изучение, чувствовать себя в обладании цельным взглядом на научный предмет“».

В цифровую коллекцию Президентской библиотеки вошла дипломная работа Ключевского «Сказания иностранцев о Московском государстве». Магистерскую диссертацию Ключевский защитил на тему «Древнерусские жития святых как исторический источник», а потом докторскую на тему «Боярская дума Древней Руси» – она стала событием, знаменующим появление новой исторической школы. «„Боярская дума“ стоит не только в центре исторического наследия Ключевского, – скажет позже профессор Б. Сыромятников в исследовании „В. О. Ключевский и русская историческая наука“, – но и всей исторической литературы нового времени. От этой гениальной книги непрерывно лучится какая-то скрытая в ней одухотворяющая сила, которая долго ещё будет зажигать научное вдохновение грядущих поколений русских историков».

Закономерно, что после ухода С. М. Соловьёва на заслуженный отдых именно Ключевский стал читать курс отечественной истории. Аудитория на его лекциях всегда была переполнена. У Ключевского было не просто редкое чувство слова, – он впервые изложил русскую историю подлинно русским языком, и в процессе его рассказа становилась явной связь времён: на широком историческом фоне возникали блестяще изображённые им Рюрик,  Александр Невский, Пётр Великий, думские бояре и вызванные лектором из небытия великие битвы, коллизии времён Смуты, избрание первого на Руси царя. «Тихо звучала с кафедры речь Ключевского, и мы чувствовали себя, слушая её, необыкновенно близко от предмета лекции, как будто тут, в самой аудитории, проносилось над нами веяние исторического прошлого», – вспоминают студенты в издании  «В. О. Ключевский: характеристики и воспоминания». Кроме того, в фонде Президентской библиотеки представлен рукописный вариант блестящих лекций профессора по древнерусской истории, которые он читал в 1884/85 годах.

Наиболее известный научный труд В. О. Ключевского – «Курс русской истории» (Часть 1, Часть 2, Часть 3), впервые вышедший в свет в 1902 году и впоследствии неоднократно переиздававшийся. Основным фактором русской истории Ключевский называл колонизацию, в процессе которой страна осознавала себя как государство, ответственное за бытование всех населявших его народов. В связи с этим Ключевский предлагал свою периодизацию истории России с учётом особенностей передвижения основной массы населения и географических условий.

Тема осознания державной ответственности прослеживается уже в ранних работах Ключевского, например в очерке «Пётр Великий среди своих сотрудников»: «У него всегда были наготове две основы его образа мыслей и действий – это неослабное чувство долга и вечно напряжённая мысль об общем благе отечества, в служении которому и состоит этот долг. На этих основаниях держался и его взгляд на царскую власть, совсем непривычный русскому обществу… В этом отношении древнерусское политическое сознание испытало в лице Петра Великого крутой перелом, решительный кризис».

Но, как писал в «Курсе русской истории» Ключевский: «По мере расширения территории вместе с ростом внешней силы народа всё более стеснялась его внутренняя свобода». И сделал вывод: «Государство пухло, а народ хирел». Проницательность учёного подсказывала, что низкий уровень жизни может спровоцировать недовольство народа и революционные потрясения. Сам он стоял за сугубо эволюционный путь развития.

Благодаря широте научного кругозора «История» Ключевского необычайно интересна в деталях, фактах, глубине анализа и синтеза русской действительности в её протяжённости во времени. «И каковы бы ни были грядущие судьбы науки русской истории, – подытоживает Б. Сыромятников в оцифрованном Президентской библиотекой исследовании „В. О. Ключевский и русская историческая наука“, – не подлежит сомнению, что у ней есть только один путь в будущее – путь через школу Ключевского».