
«Уехать из Тбилиси невозможно»: заседание киноклуба Президентской библиотеки посвятили фильму о столице Грузии
В Президентской библиотеке состоялось очередное заседание киноклуба, на котором обсудили фильм «Песня о Тбилиси». Представил картину автор – известный журналист Лев Сидоровский, лауреат международных и всесоюзных конкурсов, Заслуженный работник культуры России, имя которого присвоено одной из малых планет Солнечной системы. На этот раз Лев Сидоровский одновременно выступил сценаристом, оператором и режиссёром фильма, который сам же сопроводил интереснейшим комментарием.
- Это мой 54-й по счёту фильм, - сказал, предваряя просмотр, Лев Исаевич. – В Тбилиси я бывал и прежде, ещё в пору моей молодости, и был очарован этим городом. К поездке готовился основательно: изучал книги и карты, что помогло мне почувствовать уникальную культурную среду грузинской столицы. Теперь, спустя годы, я как будто вернулся к старому другу, но ходить по городу с камерой, признаюсь, было не из лёгких: как говорят местные жители, «в Тбилиси все дороги ведут в гору…». Представляете, какова была моя радость, когда я нашёл там улицу Георгия Товстоногова, улицу Анатолия Собчака, а ведь все названия на табличках написаны по-грузински. Но мне помогали мои верные друзья и журналистское упорство.
Лев Сидоровский показывает Тбилиси через его самобытный этнос, через людей, чьи произведения вышли на уровень мирового признания – это Пиросмани, Табидзе, Иоселиани, Параджанов, Данелия, Чиаурели… Список можно продолжать и продолжать, и в фильме эта галерея портретов проходит с короткими, но ёмкими характеристиками автора, остающегося за кадром.
Особое внимание Лев Сидоровский уделяет городским памятникам, посвящённым выдающимся деятелям культуры; они яркие и разнообразные в стилевом отношении, их хочется не спеша разглядывать. Среди этого великолепия выделяется стела с горельефом философа Мераба Мамардашвили и цитаты из его сочинений, звучащие за кадром: «Человек есть усилие быть человеком», «Мы живём в той мере, в которой оживляем других»…
Тема войн, как прежних эпох, так и военных конфликтов наших дней, также представлена в картине выразительными мазками: например, через портрет Мелитона Кантарии, водрузившего флаг над Рейхстагом.
На экране возникает удивительный город, очень непростой, с трагической судьбой, где прошлое, сливаясь с настоящим, придаёт ему свои неброские, но особые черты. Сотканный из множества нитей (разных веков, культур, вкусов) и каким-то чудом уложенный в невероятной красоты ландшафт, он самым причудливым образом нанизан на русло реки Куры... Сам город, его неповторимый силуэт с «сотами» домов, пестреющих по склонам гор, стал не только впечатляющим фоном повествования, но и его главным героем.
«Песня о Тбилиси» – это очень личное лирическое повествование о городе, и в своё время Евгений Евтушенко сказал о нём необычайно точно:
Кто уезжал, тот знает непреложно:
Уехать из Тбилиси невозможно.
Тбилиси из тебя не уезжает,
Когда тебя в дорогу провожает…
Возможно, самое главное прозвучало в закадровом тексте автора: «Нигде больше жители меня так не любили, а я – их!»…