Николай Некрасов: «Мне борьба мешала быть поэтом»

10 декабря 2019

10 декабря 2019 года исполняется 198 лет со дня рождения Николая Алексеевича Некрасова – классика русской литературы, поэта, писателя, журналиста, издателя. Электронный фонд Президентской библиотеки хранит не только посвящённые ему редкие издания, но и критические статьи, научные работы, документальные фильмы.

Детство будущего литератора прошло в родовом имении Грешнёво. Рядом текла Волга, поодаль проходила знаменитая Владимирка (Сибирка), о которой поэт вспоминал: «Всё, что по ней шло, и ехало, и было ведомо, начиная с почтовых троек и кончая арестантами, закованными в цепи, в сопровождении конвойных, было постоянной пищей нашего детского любопытства».

Отец Николая не отличался добрым нравом. Н. И. Дюнькин – автор книги «Н. А. Некрасов» 1909 года, хранящейся в фонде Президентской библиотеки в виде электронной копии, упоминает: «Если бы не мать, имевшая сильное влияние на умственное и духовное развитие ребенка, из него без труда мог бы выработаться впоследствии достойный сын своего отца, помещик-самодур». Далее писатель отмечает: «Одно время отец Некрасова служил исправником и брал с собой в разъезды сына; перед чистыми, детскими взорами мальчика проходят судебные разбирательства, кулачное внушение, бедность крепостного крестьянства. Ребенок впечатлительный, и к тому же так сильно чувствующий дома гнёт отца, уже здесь проникается сочувствием к народу».

Будучи подростком, после какой-нибудь неприятности или в отсутствии дома грозного отца он вёл с матерью душевные беседы, навсегда запечатлевшиеся в его памяти. Позже Некрасов вспомнит об этом в поэме «Мать»:

«Потом, когда читал я Данте и Шекспира,

Казалось, я встречал знакомые черты:

То образы из их живого мира

В моём уме напечатлела ты».

Начав  сочинять стихи в семь лет, Некрасов увлёкся литературой. Писатель Н. И. Дюнькин обращает внимание: «Он начинает читать каждую печатную страницу, попадающую на глаза и – "что прочитает, тому и подражает". К пятнадцати годам скопилась уже целая тетрадка».

В 17-летнем возрасте Некрасов едет поступать учиться в Санкт-Петербургский университет на филологический факультет. Он идет против воли отца, не пожелав посвятить себя военной карьере. В результате лишается материальной поддержки, и чтобы не умереть с голоду, он сочиняет стихи на заказ. Об этом трудном трехлетнем периоде жизни молодого провинциала друг Некрасова Анатолий Кони пишет: «Ему приходилось очень бедствовать, подчас подолгу голодать и на себе испытывать ту нищету, бесприютность и неуверенность в завтрашнем дне, которые отразились на содержании многих его стихотворений. Он, очевидно, знал по личному опыту, как тяжко проживание в петербургских углах, описанных им в одном из сборников, им изданных. Существовать приходилось изо дня в день составлением книжек для мелких издателей-торгашей и торопливым писанием на заказанные темы, о чём придется и как придется. В этот период его жизни с ним познакомился редактор "Литературной газеты" и предложил ему в своем издании хороший по тогдашним временам заработок».

Молодой писатель входит в литературный и журналистский круг Петербурга, начинает широко публиковать свои произведения. Вскоре Некрасов решает заняться издательской деятельностью.

На взятые взаймы деньги поэт совместно с писателем Иваном Панаевым зимой 1846 года берёт в аренду журнал «Современник», основанный ещё Пушкиным. Поднять журнал, даже имея значительные средства, оказалось нелегко. Забота о материальной стороне издания лежала целиком на Некрасове, поскольку он был прагматичным человеком и умел вести дела.  (В конце концов, эти качества позволят поэту стать одним из самых богатых литераторов, купить родовое имение Голицыных в Карабихе Ярославской области с роскошным дворцом).

«Современник», выпускаемый Некрасовым вместе с Панаевым, был первым в России журналом, выражавшим революционно-демократические идеи и имевшим стройную и чёткую программу действий. В ранних его номерах вышла повесть «Сорока-воровка» и роман «Кто виноват?» Герцена, рассказы из «Записок охотника» Тургенева, статьи Белинского и многие другие произведения той же направленности. Сам Некрасов опубликовал стихотворение «Псовая охота».

Влияние журнала росло с каждым годом, пока в 1862 году правительство не приостановило его издание, а затем и вовсе запретило журнал. Однако Некрасов приобрёл право на выпуск журнала «Отечественные записки», с которым были связаны последние годы его жизни. В этот период он создал несколько поэм, в том числе «Кому на Руси жить хорошо» и «Русские женщины».

В 1871 году Некрасов начал искать место для уединения, где он мог бы полностью отдаваться занятиям по душе, и выбор его пал на небольшое имение «Чудовская Лука» в Новгородской губернии. Эта усадьба стала любимым местом писателя, где он отдыхал от городских забот и тревог, охотился, общался с простыми русскими людьми.

«Мне борьба мешала быть поэтом», – говорил Некрасов, а в Чудове он вспоминал о поэзии и начинал писать. Особенно плодотворным было лето 1874 года, когда писатель приехал поработать над журналом, но увлёкся стихотворениями и за два месяца создал 11 произведений. Это было для него большой редкостью в последние годы жизни. Строки знаменитой элегии «Пускай нам говорит изменчивая мода..» относятся именно к этому периоду:

«Уж вечер настаёт. Волнуемый мечтами,

По нивам, по лугам, уставленным стогами,

Задумчиво брожу в прохладной полутьме,

И песнь сама собой слагается в уме…».

Посетитель портала Президентской библиотеки может виртуально побывать в музее-усадьбе «Чудовская Лука» и узнать больше об этом нежно любимом поэтом месте из документального фильма «Охотничий домик Н. А. Некрасова».

Летом 1876 года тяжело больной Некрасов работал здесь над четвёртой главой поэмы «Кому на Руси жить хорошо», и больше ему не суждено было сюда вернуться. Он скончался в Санкт-Петербурге 8 января 1878 года.

В книге Николая Дюнькина «Н. А. Некрасов» рассказывается, что похороны литератора на Новодевичьем кладбище в Петербурге приобрели характер общественно-политической манифестации и продолжались, по воспоминаниям современников, с девяти утра до шести вечера. На гражданской панихиде произнесли речи Достоевский, Плеханов и многие другие, те, кто особенно любил и ценил Некрасова «за каплю крови, общую с народом».

А. Ф. Кони в своей книге «Н. А. Некрасов. Ф. М. Достоевский» вспоминал: «Смерть Некрасова произвела в Петербурге, да и во многих местах России, сильное впечатление, заставила встрепенуться во многих любовь к угасшему и вызвала неподдельное чувство боли, заставив на время смолкнуть наветы недругов и злобные шуточки лицемерных друзей. Это настроение нашло себе яркое выражение в прекрасных стихах Боровиковского, созданных накануне похорон и начинавшихся словами: "Смолкли поэта уста благородные"».

«Редко кто из выдающихся писателей возбуждал при жизни и после смерти столько разноречивых оценок, как Н. А. Некрасов, – высказывался его друг литератор и юрист А. Ф. Кони, – С одной стороны – "печальник горя народного", с другой – тенденциозный стихотворец». Однако, не взирая ни на что, тот же А. Ф. Кони выражает и такую мысль:  «литературные и нравственные заслуги Некрасова перед русским обществом так велики, что перед ними должны совершенно меркнуть его недостатки, даже если бы они и были точно доказаны».

Последние 20 лет жизни Н. А. Некрасов прожил в Петербурге, на Литейном проспекте, 36. Сейчас в этом доме расположен Мемориальный Музей-квартира поэта. Он входит в состав  Всероссийского музея А. С. Пушкина, с которым в  2018 году, в рамках VII Санкт-Петербургского международного культурного форума, Президентской библиотекой было подписано соглашение о сотрудничестве. Тогда же был намечен план по совместной подготовке к 200-летнему юбилею Н. А. Некрасова, который будет отмечаться в 2021 году.