200-летие известного педагога Карла Мая отметили в Президентской библиотеке

22 декабря 2020

22 декабря 2020 года в Президентской библиотеке в рамках проекта «Знание о России» состоялся видеолекторий «Педагогические принципы Карла Мая: теория и практика», посвящённый 200-летию со дня рождения основателя и первого директора одной из самых известных школ Санкт-Петербурга Карла Мая (1820–1895).

Присоединиться к видеолекторию смог любой желающий. Встреча прошла дистанционно и транслировалась на портале Президентской библиотеки в разделе «Интернет-вещание» в соответствии с программой прямых трансляций мероприятий, на YouTube-канале учреждения, а также на странице в социальной сети «ВКонтакте».

Карл Май возглавил школу, открытую 22 сентября 1856 года на Васильевском острове в Санкт-Петербурге как частное немецкое мужское учебное заведение. Кроме исполнения обязанностей директора он преподавал в ней арифметику, всеобщую историю и географию, в своей работе использовал новейшие методы педагогов-современников. Созданная Карлом Маем система воспитания и образования предусматривала взаимное уважение и доверие учителей и учеников, постоянное взаимодействие с семьёй учащегося, стремление педагогов распознать и развить индивидуальные способности каждого ребёнка, научить его самостоятельно мыслить. Девизом школы стали слова основоположника современной педагогики Яна Амоса Коменского «Сперва любить – потом учить».

Многие выпускники учебного учреждения достигли больших успехов в различных сферах деятельности: среди её воспитанников контр-адмирал Пётр Римский-Корсаков, писатель Лев Успенский, художники Александр Бенуа, Николай Рерих, Валентин Серов, Константин Сомов. В советские годы это учебное заведение окончили космонавт Георгий Гречко, академик Дмитрий Лихачёв.

О семье Карла Мая и основных фактах из его жизни на видеолектории рассказал Мурат Валиев, руководитель проекта «Общество друзей школы Карла Мая».

Про педагогические принципы Карла Мая участники узнали от Никиты Благово, основателя и директора Музея истории школы Карла Мая.

Про то, каким запомнился знаменитый преподаватель своим коллегам и ученикам, рассказала Татьяна Тюлюкина, экскурсовод Музея истории школы Карла Мая.

О том, как сложилась жизнь многих воспитанников знаменитой школы,  участники мероприятия узнали от Дмитрия Полякова, специалиста по выставочно-экспозиционной деятельности Музея истории школы Карла Мая и внука Константина Полякова, бывшего директора школы Карла Мая.

На видеолектории также обсудили применение педагогических принципов Карла Мая в современной образовательной среде. С докладом на эту тему выступил Дмитрий Ефимов, директор гимназии № 209 Санкт-Петербурга, кандидат исторических наук, почётный работник общего образования Российской Федерации, победитель конкурса «Лучший руководитель образовательного учреждения Санкт-Петербурга».

Как продолжают дело Карла Мая в клубе «Патриот», рассказала педагог школы № 323 Санкт-Петербурга, почётный работник общего образования Российской Федерации, победитель конкурса лучших учителей Российской Федерации Татьяна Кочеткова.

Президентская библиотека регулярно пополняет электронные коллекции новыми материалами, раскрывающими тему отечественной педагогики.

На портале учреждения в открытом доступе представлена коллекция «История образования в России», куда вошли публикации, повествующие о развитии высшего, начального, гимназического, а также женского образования в нашей стране. Кроме того, в электронном фонде библиотеки хранятся отдельные раритетные издания, посвящённые педагогике, а именно: «Введение в педагогику» (1855), «Очерки по истории педагогических учений» (1911), «Русская педагогика в главнейших её представителях» (1915) и многие другие.

Музей истории школы Карла Мая – многолетний партнёр Президентской библиотеки. Работы директора музея Никиты Благово по истории знаменитой школы также представлены в электронном фонде Президентской библиотеки.