«Дело нужное есть». Президентская библиотека к 300-летию российской прокуратуры
12 января традиционно отмечается профессиональный праздник – День работника прокуратуры Российской Федерации. А 2022 год является ещё и юбилейным, поскольку институт прокурорского надзора был учреждён в России ровно 300 лет назад в Санкт-Петербурге.
В соответствии с Указом Президента Российской Федерации в 2022 году предусмотрено проведение мероприятий, посвящённых 300-летию прокуратуры России.
На портале и в фонде Президентской библиотеки представлено множество материалов, рассказывающих об истории и сегодняшнем дне прокуратуры России, часть из них входит в раздел «Прокуратура Российской Федерации» базовой коллекции Президентской библиотеки «Государственная власть». 7 февраля 2022 года в здании библиотеки на Сенатской, д.3, состоится открытие выставки «Прокуратура Российской империи: к 300-летию со дня создания». Выставка будет посвящена истории прокуратуры Российской империи: её учреждению, становлению и развитию, деятельности генерал-прокуроров Сената в 1722–1802 годах и министров юстиции, по должности являвшихся генерал-прокурорами, в 1802–1917 годах.
12 января 1722 года в соответствии с Именным Высочайшим Указом Петра I Правительствующему Сенату была учреждена Российская прокуратура: «Надлежит быть при Сенате Генерал-прокурору и Обер-прокурору, а также во всякой Коллегии по прокурору, которые должны будут рапортовать Генерал-прокурору». При создании прокуратуры Петром I перед ней ставилась задача «уничтожить или ослабить зло, проистекающее из беспорядков в делах, неправосудия, взяточничества и беззакония». Полный текст Указа доступен в 6-м томе «Полного собрания законов Российской империи» (1830).
Позднее, 27 января, Пётр утвердил «Инструкцию о должности Генерал-прокурора Сената», где говорилось: «Генерал прокурор повинен сидеть в Сенате и смотреть накрепко, дабы Сенат свою должность хранил и во всех делах, которые к сенатскому рассмотрению и решению подлежат, истинно, ревностно и порядочно, без потеряния времени, по регламентам и указам отправлял… <…> Должен смотреть над всеми прокуроры, дабы в своем звании истинно и ревностно поступали». Уникальный документ – оцифрованная копия этой инструкции, написанной рукой самого императора, представлена на портале Президентской библиотеки.
Дмитрий Серов в автореферате диссертации «Фискальная служба и прокуратура России первой трети XVIII в.» (2010) писал, что объективной предпосылкой основания прокуратуры явилась сложившаяся к началу 1720-х годов потребность в достройке контрольно-надзорного механизма, призванного на новом уровне утвердить режим законности в государственном аппарате России. Субъективной же предпосылкой основания прокуратуры стало осознание Петром I идеи законности. Прообразом российской прокуратуры стала прокуратура французская, с устройством которой императора познакомили дипломат Андрей Матвеев и морской офицер Конон Зотов, внимательно изучавшие устройство государственного аппарата Франции. В мае 1721 года Зотов подал проект о создании должности «всенародного надзирателя или государственного стряпчего», который лёг в основу подготовки Петром I закона «Должность Генерала-прокурора».
Историк Пётр Иванов в раритетной книге «Опыт биографий генерал-прокуроров и министров юстиции» (1863) высказал мнение, что введение у нас контрольного начала следует приписать «заботливости гениального преобразователя». Чтобы следить за деятельностью судебных инстанций, не допускать отклонений от закона, объяснять смысл и значение новых указов, Пётр создал институт прокуроров. Эта должность была предпоследней ступенью лестницы правительственных инстанций, во главе которой стоял сам монарх.
Первым Генерал-прокурором Сената император назначил графа Павла Ягужинского. Представляя сенаторам Генерал-прокурора, Пётр I сказал: «Вот око моё, коим я буду все видеть».
За несколько столетий своей деятельности российские органы надзора за соблюдением законности менялись и совершенствовались. Основные этапы развития и преобразования органов прокуратуры обозначил Василий Шевченко в автореферате «Прокуратура в системе разделения властей и государственном механизме защиты конституционных прав граждан» (2009). Он писал, что в правовом статусе прокуратуры на современном этапе происходят постоянные изменения. Российское общество развивается, и законодатель приводит систему прокуратуры в состояние, которое отвечает требованиям российской государственности.
Сегодня прокуратура Российской Федерации, при сохранении исторически неизменных основ и целей своей деятельности, соответствует новым принципам функционирования государственной власти.
Выдвигаются новые требования к прокурорам и ставятся более сложные задачи. Масштабные реформы, реализация национальных проектов требуют нового качества прокурорского надзора с тем, чтобы правозащитный и правоохранительный потенциал прокуратуры реально способствовал развитию демократического правового государства.
В числе приоритетных направлений деятельности органов прокуратуры продолжают оставаться борьба с преступностью и коррупцией, защита прав и законных интересов граждан, обеспечение единства правового пространства страны.
В настоящее время органы прокуратуры придают важное значение своевременному информированию органов представительной и исполнительной власти всех уровней о состоянии законности, складывающейся в правоприменительной практике.
Именно в этом состоит основное направление деятельности прокуратуры, от которой во многом зависят благосостояние и правовая защищённость граждан, безопасность и интересы государства.
При подготовке материала использовалась информация с сайта Генеральной прокуратуры Российской Федерации
https://epp.genproc.gov.ru/web/gprf/about-the-proc/300-years.