Президентская библиотека – ко дню рождения выдающегося российского мореплавателя И. Ф. Крузенштерна

19 ноября 2023

Адам Иоганн – так при рождении назвали человека, на века прославившего российский флот, но под другим именем. 19 ноября 1770 года родился знаменитый мореплаватель Иван Фёдорович Крузенштерн. В фонде Президентской библиотеки  много посвящённых ему материалов – это исторические документы, исследования, атласы, карты и многое другое.

Между тем, как пишет автор книги «Верь в надежду» (2012) Владимир Ергер, «если проанализировать написанное о Крузенштерне, то выяснится, что известно россиянам о нём недостаточно, чтобы можно было сделать определённый вывод, какой у него был характер, привычки, наклонности». В своей работе, представленной в открытом доступе на портале Президентской библиотеки, исследователь обобщает все имеющиеся в архивных документах и книгах сведения о Крузенштерне и знакомит читателя с новыми фактами жизни знаменитого мореплавателя.

Адам Иоганн фон Крузенштерн родился 19 ноября 1770 годав Эстонии в небогатой дворянской семье. «О детских годах Крузенштерна авторы книг сообщают нам только, что Адам был слаб здоровьем, очень домашним мальчиком, избалованным родительской любовью, и что никто в роду Крузенштерна ни моряком, ни путешественником не был. И Адам к такому жизненному пути не готовился», – пишет Владимир  Ергер. И далее сообщает: «В 12 лет Адама Иоганна отдали в соборную Вышгородскую школу в Ревеле(сегодня это Таллин), в которой он учился три года.Только после этого его, можно сказать, уже в „преклонном возрасте“ (в 14,5 лет) весной 1785 года отдали учиться в Морской кадетский корпус».На вопрос, почему родители выбрали для ребёнка карьеру моряка, автор даёт такой ответ: «Трудно сказать, чем руководствовался отец Адама, принявший решение отдать сына в Морской корпус. Есть сведения о том, что на такое решение его подвигли увлекательные морские рассказы какого-то знакомого бывалого моряка, а по другим данным – понимание того, что с такой слабой подготовкой [Адам] не сможет учиться вкаком-либо приличном университете».

В Морском корпусе мальчик получил новое имя: «При оформлении Крузенштерна в корпус вместо Адама Иоганна его записали Иваном Фёдоровичем без всякого спроса и согласия на то отца – Иоганна Фридриха. Так в России всегда поступали с немецкими и другими иностранными именами. Например, Фабиан-Готтлиб-Беньямин Беллинсгаузен стал Фаддеем Фаддеевичем Беллинсгаузеном, Герман Людвиг Левенштерн стал Ермолаем Ермолаевичем Левенштерном и несть тому числа», – отмечает Владимир  Ергер.

Он продолжает: «Выглядел Крузенштерн застенчивым и неуклюжим подростком, с прямым и открытым взглядом. В учёбе он был довольно усидчивый и настойчивый, поэтому воспитатели почти сразу же сделали о нём вывод: „А немчик-то с задатками!“»

Как покажет история, учителя не ошиблись: досрочно выпустившись из Морского корпуса через три года из-за войны со шведами в должности «за мичмана» (как не закончивший полный курс обучения), в 1790 году Иван Фёдорович носил уже звание лейтенанта – стремительная карьера для того времени. А ему не было ещё и 20 лет.

В 1793 году 22-летний лейтенант Иван Крузенштерн отправился «учиться морскому делу настоящим образом» в Англию в числе лучших молодых офицеров. Среди них были Лисянский, Головнин, Беллинсгаузен и другие, ставшие впоследствии известными капитанами и принёсшие много пользы своему Отечеству.

На английских судах Иван Фёдорович ходил в плавания к берегам Северной Америки, Антильским островам, в Индию и даже в Южный Китай, но всё чаще задумывался о собственной экспедиции. Он был озабочен тем, что «все страны земного шара торгуют на морях мира, лишь Россия исключена из их числа, а ведь Россия так хорошо расположена для морской торговли».

Первый проект кругосветного плавания Крузенштерн составил по возвращении на родину в 1799 году. Мореплаватель предлагал регулярно посылать корабли в северную часть Тихого океана для охраны наших колоний и снабжения их всем необходимым: «К таковым потребностям принадлежит даже и хлеб; потому что ни на Алеутских островах, ни на берегу Америки нет землепашества». Как известно, русские были первыми европейцами, основавшими поселения на северо-западном побережье Америки, вдоль которого вёлся промысел морского зверя, развивались торговля. Проект был подан в Адмиралтейство, но его отклонили.

Дело получило ход только в 1802 году, в начале правления императора Александра I. Инициаторы «кругосветки» сумели убедить царя, что снабжение колоний выгодно не иначе как посредством морского сообщения. «До того доставлялось все нужнейшее через Якутск в Охотск сухим путём, к чему употреблялось ежегодно более 4000 лошадей, и вот возвысили цены на всё, а в Охотске до крайности. Так, например, пуд ржаной муки стоил там 8 рублей, тогда как в Европейской России продавался по 40 или 50 копеек. Перевоз якорей и канатов казался совсем невозможным…», – читаем в знаменитой работе И. Ф. Крузенштерна «Путешествие вокруг света в 1803, 4, 5 и 1806 годах на кораблях „Надежда“ и „Нева“» (1809).

Кстати, это путешествие могло не состояться не только из-за того, что весьма затратную для государства инициативу не одобряли на самом верху несколько лет – будущая кампания зависела также и от одного-единственного человека. В вышеупомянутом издании И. Ф. Крузенштерн пишет: «Государь определил, чтоб я был сам исполнителем своего предначертания. Сие неожиданное последствие привело меня в немалое смущение. Обстоятельства мои переменились и сделали принятие сей возлагаемой на меня важной обязанности несравненно труднейшим против прежнего. Более полугода прошло, как я разделял счастье с любимою супругою и ожидал скоро именоваться отцом. Никакие лестные виды уже не трогали сильно меня… Но адмирал Мордвинов объявил мне, что если я не соглашусь быть сам исполнителем по своему начертанию, то оно будет вовсе оставлено. Я чувствовал обязанность к отечеству в полной мере и решился принести ему жертву».

Для экспедиции были выделены два шлюпа – «Надежда» и «Нева». Крузенштерн был назначен командиром «Надежды», командиром второго корабля – Юрий Лисянский. Как сам он писал Крузенштерну, «весьма был бы щастлив, чтобы с тобою вместе служить…».

На портале Президентской библиотеки можно ознакомиться с электронной копией подробной инструкции, данной Крузенштерну Российско-Американской компанией во время подготовки к плаванию. В ней указана цель этого мероприятия: «Предмет назначения экспедиции состоит в том, чтобы приготовленный для подкрепления российско-американских селений для тамошних торговли и промышленности груз доставить в эти селения; чтобы оттоль возвращаясь, взять и привезти сюда таможенный груз; чтобы на том же возвратном пути, пристав в китайский порт Кантон, сделать опыт размена меховых товаров на китайские произведения; чтобы между свершениями сих предприятий в северо-восточной части российской Америки, ежели время и обстоятельства позволят, подробнее узнать тамошние острова и матёрой берег простирающейся принадлежностию России не многим далее 55 градусов северной широты, и чтобы на сём длинном кругом света вояже приобрести сведения в рассуждении торговли, не может ли что послужить в пользу нашего отечества».

На портале Президентской библиотеки можно также ознакомиться с альбомом «Вокруг света с Крузенштерном» (2005). Это уникальное издание было составлено и передано библиотеке потомком старшего брата знаменитого мореплавателя Алексеем Крузенштерном. Книга представляет собой иллюстрированную хронику событий первой российской кругосветки. В альбом вошли изданные в начале XIX века гравюры, а также никогда не публиковавшиеся ранее рисунки из различных архивов, «прокомментированные» фрагментами из дневников участников экспедиции. Наблюдения и заметки самого Ивана Крузенштерна, капитан-лейтенантов Макара Ратманова и Юрия Лисянского, лейтенанта Ермолая Левенштерна, камергера, посла в Японию Николая Резанова, приказчика Российско-Американской компании Фёдора Шемелина и других. Иногда они дополняют, а иногда и опровергают друг друга, создавая объёмную картину опасного, но увлекательного плавания.

«Надежда» и «Нева» вернулись из кругосветного путешествия через три года. Итог этого похода значителен: российские моряки выполнили сразу несколько важнейших для страны в частности и мира в целом задач. Среди самых важных – обширнейшие океанографические, естественно-научные, этнографические, лингвистические исследования, до сих пор являющиеся источником важной информации для учёных, а также первый опыт проведения дальнего морского плавания, открывшего череду кругосветных морских путешествий первой половины XIX века.

Последние 16 лет службы Крузенштерн был директором Морского кадетского корпуса, прокладывая новые пути и на этом поприще. При нём были введены новые предметы, расширена библиотека и с соизволения императора был учреждён особый офицерский класс для наиболее способных кадетов. Получив возможность работать в этом направлении, Крузенштерн прославил русский флот целым рядом «драгоценных сочинений, которые признаны были всем образованным миром достойными полного внимания». Русский флот отныне получил отечественную учебную литературу, которая используется и в нашидни.

Современники и последователи Крузенштерна ценили его за огромный вклад в мировую науку, но не меньше – за выдающиеся человеческие качества. Подтверждением тому стал сбор средств на памятник, установленный на набережной Невы напротив Морского кадетского корпуса в честь 100-летия со дня рождения Крузенштерна. По отзывам моряков разных поколений, это лучший памятник флотоводцу России. Иван Фёдорович Крузенштерн словно вернулся к своему родному Морскому  корпусу и сегодня стоит на берегу, как бы провожая в плавание новых выпускников корпуса – русских моряков.