«Народная жизнь была близка его душе». Президентская библиотека к 185-летию Модеста Мусоргского
21 марта 2024 года исполняется 185 лет со дня рождения великого русского композитора Модеста Петровича Мусоргского. «Народная жизнь была близка его душе. В отроческих и юношеских годах, а в последствии и в зрелом возрасте, он всегда относился с особенной любовью ко всему народному и крестьянскому, считал русского мужика настоящим человеком и русский народ – народом „богоносцем“ (как его называл Достоевский)», – так о композиторе пишет музыкальный критик Вячеслав Каратыгин в биографическом очерке «М. П. Мусоргский. 1839–1881» (1916), с которым можно ознакомиться на портале Президентской библиотеки.
Модест Петрович Мусоргский родился в 1839 году в селе Карево Псковской губернии. В имении своих родителей он прожил до 10 лет. Именно в это время, как утверждает Вячеслав Каратыгин, «источники национальных вдохновений легли в основу его последующего творчества». Они воплотились как в лучших романсах композитора, так и в сценах из его опер. Надо было самому среди всего этого родиться, всё это «увидеть собственными глазами и услышать собственными ушами, надо было всё это перечувствовать не с чужих слов, а собственною душою».
Сам Мусоргский вспоминал: «Моя няня близко познакомила меня с русскими сказками, и от них я иногда не спал по ночам. Они были главным импульсом к музыкальным импровизациям на фортепиано в то время, когда я не имел ещё понятия о самых элементарных правилах игры».
Музыкой с будущим композитором начала заниматься его мать. В 9 лет мальчик уже давал музыкальные концерты в родительском доме. Когда Мусоргскому исполнилось 10 лет, семья переехала в Петербург. Здесь юный музыкант начал заниматься у знаменитого в то время учителя Антона Герке.
В 13 лет Мусоргский поступил в Школу гвардейских подпрапорщиков и кавалерийских юнкеров, но фортепианные занятия с Герке продолжались. Не имея ещё понятия о музыкальной грамоте, юноша решил попробовать свои силы и написал маленькую фортепианную пьесу, которую посвятил товарищам по учёбе.
В юнкерской школе Мусоргский учился хорошо. «Он был постоянно в первом десятке учеников; с товарищами был очень близок и был ими вообще любим», – читаем у Каратыгина. В 1856 году Мусоргский окончил Школу гвардейских подпрапорщиков и кавалерийских юнкеров и поступил в лейб-гвардии Преображенский полк.
В конце 1850-х композитор познакомился с музыкантом Александром Бородиным, с которым потом дружил много лет. Бородин пригласил Мусоргского в кружок Милия Балакирева. Вскоре к ним присоединились Николай Римский-Корсаков и Цезарь Кюи. Вместе с художественным критиком Владимиром Стасовым они организовали музыкальное содружество, которое получило название «Могучая кучка». Советами, внимательной и чуткой критикой, популяризацией достижений Стасов «буквально взрастил и выпестовал» «Могучую кучку». Андрей Лебедев в своей монографии «Владимир Васильевич Стасов» (1944) пишет, что композиторов «Могучей кучки» многие современники недооценивали, не понимая их огромного значения для русской культуры. Стасов, напротив, горячо выступал в их защиту, разъясняя публике национальный характер творчества новых композиторов.
Увлечение музыкой привело Мусоргского к мысли выйти в отставку, чтобы всецело посвятить себя творчеству. В биографическом очерке Каратыгина об этом этапе жизни композитора рассказывается так: «Друзья отговаривали его от этой мысли, доказывая, что мог же Лермонтов, вышедший из этой же школы, оставаться гусарским офицером и быть великим поэтом, невзирая ни на какие дежурства по полку и на гауптвахты, на разводы и парады. Мусоргский отвечал: „То был Лермонтов, а то я; он может умел сладить и с тем и с другим, а я – нет; мне служба мешает заниматься музыкой, как мне надо“».
Весной 1859 года Мусоргскому исполнилось 20 лет, и он вышел в отставку. Музыкальное творчество композитора длилось с 1858 по 1880 годы. Композитор работал в различных жанрах: в его творческом наследии оперы, оркестровые пьесы, циклы вокальной и фортепианной музыки, романсы и песни, хоры. Оригинальное и яркое выражение в музыке Мусоргского нашли русские национальные черты. В его романсах «Калистрат», «Воевода», «Колыбельная Ерёмушки» и других произведениях важное место занимает деревня, русский народ.
В январе 1874 года на сцене впервые была поставлена опера «Борис Годунов». В фонде Президентской библиотеки можно ознакомиться с уникальным документом, датированным 29 января 1874 года. Это копия Дела об авторских правах на оперу «Хованщина» 1874 года, в которое в том числе вошло письмо М. П. Мусоргского о принятии к постановке оперы «Борис Годунов». В письме на имя директора императорских театров читаем: «Господин Мусорский просит о принятии в Дирекцию Императорских театров, на условиях поспектакльной платы, сочинённой им оперы в пяти действиях под названием „Борис Годунов“; а певица русской оперной труппы госпожа Платонова испрашивает дозволения дать первое представление этой оперы в свой бенефис». Далее в документе говорится: «Либретто означенной оперы одобрено для сцены театрально-литературным комитетом и цензурой». Отмечено также, что по положению о вознаграждении авторов и переводчиков, опера эта «принадлежит к первому классу, дающему господину Мусоргскому право на получение за оною десятой части поспектакльной платы из двух третей сбора».
По словам критика Каратыгина, «опера представляет совершеннейшую жемчужину русского национального творчества». Мусоргского он называет «истинно народным человеком и истинно-народным художником».
После постановки «Бориса Годунова» в течение последующих семи лет здоровье композитора сильно ухудшалось. Он скончался в марте 1881 года в возрасте 42 лет. Мусоргский похоронен в Петербурге на кладбище Александро-Невской ларвы. На памятнике высечена музыкальная фраза из «Бориса Годунова» «Да ведают потомки православных земли родной минувшую судьбу».