Президентская библиотека – о том, как воспитывали будущих императоров

11 июня 2024

11 июня 2024 года на портале Президентской библиотеки транслировался онлайн-вебинар «Детство и воспитание русских императоров». Фонд Президентской библиотеки содержит множество материалов, запечатлевших детские годы наследников престола; в том числе иллюстративные – альбомы, парадные портреты, фотографии, сделанные в домашней обстановке.

Традиции воспитания наследников престола дома Романовых складывались постепенно с конца XVII и до начала XX века и оказывали непосредственное влияние на личность будущего монарха.

Из книги историка Игоря Зимина «Повседневная жизнь Российского императорского двора» можно узнать, что рождение мальчика в царской семье предвещало «устойчивость» правящей династии. О рождении ребёнка в императорской семье подданным сообщали изданием соответствующего Манифеста. Со временем вокруг наследника формировался собственный штат, отвечающий за его здоровье и благополучие. Например, «детский» штат будущего императора Николая I насчитывал 12 человек.

До 7–10 лет императорские дети находились под опекой гувернанток и нянек. Они получали домашнее воспитание в традициях патриотизма и православия. Устойчивы были и традиции военного воспитания будущих императоров. Потешные полки царевича Петра Алексеевича не были чем-то исключительным, подобные существовали у его отца и братьев. А вот любимой игрушкой будущего императора Николая I были оловянные солдатики, впоследствии он собрал крупную коллекцию таких фигурок. Поскольку в императорской семье большое значение уделялось трудовому воспитанию, несколько поколений царских детей работали в саду и знакомились с разными ремёслами.

Примерно в возрасте 10–11 лет мальчики переходили под надзор воспитателей-военных и начинали курс домашнего обучения по программе гимназического курса с постепенным включением специальных дисциплин. Весь день наследников зачастую был расписан по часам и подчинялся строгому графику. Впрочем, находилось место и для забав и детских праздников. Например, записки воспитателя Карла Карловича Мердера содержат ценные сведения о быте будущего императора Александра II. А в альбоме великой княжны Ольги Николаевны можно найти уникальные снимки, запечатлевшие события из частной жизни царской семьи.

Во второй половине XVIII столетия большое значение начинает приобретать духовно-эстетическое воспитание. Первым наследником российского престола, получившим воспитание и образование с учётом новых реалий, стал Павел Петрович. Его наставниками были писатель Семён Порошин, дипломат Федор Бехтеев и государственный деятель Никита Панин. Для Александра I и его брата Константина Екатерина Великая лично подготовила наставления, проникнутые педагогическими идеями просветителей  XVIII века. Согласно им, наследники престола получали простую пищу в строго отведенные часы, им запрещалось лгать и «оказывать несправедливость», спали они на твёрдых волосяных матрасах. Однако уже с Николая I система воспитания стала более либеральной.

Наступление совершеннолетия (иногда в 13–14 лет) воспринималось как особый рубеж в жизни наследников, поскольку с момента принятия присяги на верность царю и Отечеству они получали право участвовать в государственных делах, присутствовать на приёмах иностранных послов, торжествах и богослужениях, приобретать военный и политический опыт.

На портале Президентской библиотеки можно также получить всю информацию о прошедших и предстоящих вебинарах в разделе «Вебинары» и сведения о центрах удалённого доступа – в разделе «Центры удалённого доступа».