Президентская библиотека – к 210-летию со дня рождения Михаила Юрьевича Лермонтова

15 октября 2024

15 октября 2024 года исполняется 210 лет со дня рождения великого русского поэта Михаила Юрьевича Лермонтова. Его детство прошло в богатой барской усадьбе Тарханы Пензенской губернии. Лермонтов рано лишился матери, а спустя несколько лет и отца. Воспитанием и образованием ребёнка занялась его бабушка по материнской линии Елизавета Алексеевна Арсеньева.

Впервые Лермонтов приехал в Санкт-Петербург после того, как оставил Московский университет. В 1832 году бабушка привезла 18-летнего внука в город на Неве продолжить обучение. В университете Лермонтову отказались засчитать два года, проведённых в Московском университете, и тогда он поступил в Школу гвардейских подпрапорщиков и кавалерийских юнкеров (с 1859 года – Николаевское кавалерийское училище).

В фонде Президентской библиотеки можно ознакомиться с раритетным изданием 1883 года «Лермонтовский музей Николаевского кавалерийского училища». В предисловии автор книги, бывший начальник училища, генерал-майор Александр Бильдерлинг пишет: «10 ноября 1832 года Михаил Юрьевич Лермонтов поступил в Школу Гвардейских Подпрапорщиков и Кавалерийских Юнкеров, ныне Николаевское кавалерийское училище, и по окончании курса, 22 ноября 1834 года, произведён в офицеры лейб-гвардии в Гусарский полк». Александр Бильдерлинг очень тепло отзывается о бывшем воспитаннике: «Этого любимого русского поэта Николаевское кавалерийское училище считает своим, и не только потому, что он здесь воспитывался, но главное потому, что в стенах этого заведения создались первые увидевшие свет и обратившие на себя внимание общества произведения поэта».

О жизни юноши в Петербурге рассказывается в биографическом очерке к «Иллюстрированному полному собранию сочинений М. Ю. Лермонтова» (1914–1915): «Он ещё глубже уходит в себя, таит от всех почти товарищей своё настоящее творчество и прячет свою душу под плотно надвинутой маской „лихого улана“, который старается захватить первенство во всём. Первенство в юнкерских кутежах, сочинении дерзких стихотворений, „гусарском“ озорстве, остротах и насмешках, часто создававших ему смертельных врагов». Такую жизнь Лермонтов продолжил и став офицером: «азартные игры, давшие потом краски для драмы „Маскарад“ с его миром игроков, „гусарские“ кутежи и шутки, попытки во что бы то ни стало пробиться в высший петербургский свет».

При этом Лермонтов умел сберечь свою «лучшую часть», свои творческие силы. В 1835 году была напечатана его поэма «Хаджи Абрек». Он познакомился с издателем, журналистом, редактором Андреем Краевским и начал серьёзно относится к своему дарованию, даже мечтал бросить службу и заняться литературой. В это время перед современниками Лермонтов предстаёт как «молодой военный, в николаевской форме, с саблей через плечо, с тонкими усиками, выпуклым лбом и горькою складкою между бровей». Он откровенен только с немногими близкими людьми; «всех остальных он встречает готовым сарказмом, пробуя на них магнетическую силу своих „пронзительных глаз“». Молодого Лермонтова называли «одной из самых феноменальных поэтических натур».

С 1830 по 1836 год, включая петербургский период, Лермонтовым были написаны трагедии «Испанцы», «Люди и страсти», романтические драмы «Странный человек», «Маскарад» и «Два брата».

Александр Бильдерлинг был одним из почитателей таланта поэта. После смерти Лермонтова он стал инициатором создания Лермонтовского музея в учебном заведении, где воспитывался Михаил Юрьевич. С разрешения военного министра в течение трёх лет заботами Александра Бильдерлинга была собрана богатая коллекция. Позже, в декабре 1883 года, состоялось открытие музея, в экспозицию которого вошли подлинники и копии рукописей поэта, картины и рисунки, официальные документы, издания сочинений, музыкальные произведения – всё, что было найдено из литературных произведений, документов и вещей как самого Лермонтова, так и его современников. Близкие поэта пожертвовали в музей черкесский пояс, с набором чернёного серебра, серебряную пороховницу, кинжал, чувяки из красного сафьяна, альбом матери.

Упоминание о Николаевском кавалерийском училище и фамилию Бильдерлинга можно встретить в другом раритетном документе, доступном в фонде Президентской библиотеки. Это «Дело о сооружении при Николаевском кавалерийском училище в Петербурге памятника М. Ю. Лермонтову» (1909–1912). В нём говорится о создании комитета по сооружению при Николаевском кавалерийском училище памятника Лермонтову, о сборе пожертвований на установку монумента.

Когда сумма достигла 25 000 рублей, был объявлен конкурс «между отечественными скульпторами на соискание премий за проект памятника». Требования к участникам конкурса разрабатывали художники и архитекторы, окончившие Академию художеств или зарекомендовавшие себя созданными произведениями. Местом для установки монумента выбрали площадку сада перед главным входом в здание Николаевского кавалерийского училища на Ново-Петергофском проспекте (позднее переименованном в Лермонтовский проспект). По условиям конкурса «памятник должен представлять бронзовую фигуру поэта во весь рост в стоячем или сидячем положении». Пьедестал должен быть выполнен из гранита. Три лучших проекта предстояло выбирать «высочайшей власти», и после утверждения лучшего проект «приводится в исполнение». В документе сохранился не только план установки монумента, но и проекты трёх лучших скульптур, отобранные конкурсной комиссией.

Открытие памятника было запланировано на 1914 год – в честь столетия со дня рождения поэта, но Первая мировая война нарушила планы. Своё место на Лермонтовском проспекте монумент занял лишь в 1916 году.

Больше информации о жизни и творчестве М. Л. Лермонтова можно узнать на портале Президентский библиотеки в коллекции, посвящённой поэту. В неё вошли книги и периодические издания, содержащие тексты произведений М. Ю. Лермонтова, исследования о его жизни и творчестве, а также открытки и фотографии, изображающие места, связанные с его именем. Особый интерес представляют репродукции картин и рисунков М. Ю. Лермонтова, благодаря которым он предстает не только как поэт, прозаик, драматург, но и как художник. Отдельного внимания заслуживают иллюстрации знаменитых художников к произведениям М. Ю. Лермонтова, эскизы театральных декораций и костюмов к самой известной постановке пьесы «Маскарад», режиссёром которой был Всеволод Мейерхольд, а художником – Александр Головин.