Почему А. В. Колчака называли «Полярным», рассказывает Президентская библиотека
16 ноября 2024 года исполняется 150 лет со дня рождения Александра Васильевича Колчака. Долгое время его имя связывали лишь с белым движением во время Гражданской войны, другие факты биографии замалчивались и оставались неизвестны широкой публике. Между тем Александр Васильевич был выдающимся океанографом, гидрологом, географом и… бесстрашным полярным исследователем.
Родившийся в семье инженера Обуховского завода в Санкт-Петербурге, в прошлом — офицера морской артиллерии, Александр Колчак с детства впитал любовь и интерес к военно-морскому делу. В 1894 году он окончил Морской Кадетский корпус в чине мичмана. Ещё в начале службы Колчак обращал на себя внимание познаниями в морском деле — в шутку его называли «мичман Нельсон», сравнивая с известным флотоводцем. А мечты у «мичмана Нельсона» были самого «адмиральского» масштаба – совершить экспедиции к Северному и Южному полюсам.
Второй мечте, увы, сбыться было не суждено, а вот в северной полярной экспедиции Колчак побывал не один раз. В начале 1900 года, уже будучи лейтенантом, во время стоянки корабля в греческом порту Пирей в Средиземном море Колчак неожиданно получил предложение известного географа барона Эдуарда Толля отправиться на шхуне «Заря» в северную полярную экспедицию. Целью экспедиции, организованной Академией наук, было исследование района Северного Ледовитого океана к северу от Новосибирских островов, том числе поиск легендарной Земли Санникова (о ней сообщал якутский промышленник и исследователь Арктики Яков Санников, чьим именем стали называть эту землю), найти которую пытались многие. Во время экспедиции Колчак должен был руководить гидрологическими работами и исполнять обязанности помощника магнитолога, так что все оставшееся от отхода «Зари» время он посвятил пополнению своих знаний – сначала в Главной геофизической обсерватории в Санкт-Петербурге, а потом – в Норвегии, под руководством знаменитого полярного исследователя, будущего нобелевского лауреата Фритьофа Нансена.
Во время экспедиции 1900–1902 годов были внесены существенные уточнения и исправления в карту, сделанную по итогам экспедиции Нансена 1893–1896 годов, открыты новые географические пункты. В частности, один из островов в Таймырском заливе барон Толль назвал островом Колчака. Размещённый на портале Президентской библиотеки документальный фильм «Экспедиции на Ново-Сибирские острова. Эдуард Толль и Александр Колчак» позволяет увидеть уникальные фотокадры знаменитого полярного похода.
И хотя Земля Санникова так и не была найдена, для Александра Колчака эта экспедиция стала сбывшейся мечтой. Его беспокоила только судьба барона Толля, который решил продолжить экспедицию и, оставив «Зарю», вместе с тремя спутниками отправился пешком по льдам в сторону острова Беннета. Планировалось, что «Заря» подойдёт туда два месяца спустя, но судно получило серьёзные повреждения, которые сделали дальнейшее плаванье невозможным.
Вернувшись в Петербург, Колчак выступил с докладом в Академии наук и поднял вопрос о немедленной отправке на землю Беннета новой экспедиции на помощь барону Толлю и его спутникам. На судне «Заря» это было сделать невозможно, и Колчак предложил план, поразивший всех своей дерзостью: открытые участки океана преодолевать на шлюпках, а в остальное время тащить их волоком.
«Предприятие было чрезвычайно рискованное, и предложение было встречено скептически. Но когда Колчак заявил, что готов самостоятельно взяться за его выполнение, Академия наук согласилась и дала ему полную свободу действий», – пишет контр-адмирал Михаил Смирнов в изданном в 1930 году в Париже кратком биографическом очерке «Адмирал Александр Васильевич Колчак».
5 мая 1903 года Колчак выступил с материка в направлении Новосибирских островов. «Экспедиция представляет собою необычайный вид: на двух нартах, запряженных 30-ю собаками, везут вельбот; спереди и сзади располагаются ещё десять нарт, ведомых 13-ю собаками каждая, с людьми и припасами. Снег и лёд делались уже рыхлыми, нарты проваливались… норовили идти по ночам, когда подмораживало…18 июня началось беспримерное плавание Колчака по океану на вельботе», – описывал начало спасательной экспедиции главный редактор «Морского журнала» Михаил Стахевич в своём докладе в Пражском народном университете «Полярная экспедиция лейтенанта А.В. Колчака в 1903 году» (1933) (оцифрованная копия этого доклада представлена в фонде Президентской библиотеки).
Плавание в суровом океане на шлюпке продолжалось 42 дня. Почти полтора месяца команда Колчака в непросыхающей одежде, без горячей пищи, то на веслах, то под парусом лавировала между льдинами, невзирая на туман и снежные заносы. Самым сложным оказался переход через Благовещенский пролив. «Мы провели около трёх суток, – писал потом А. В. Колчак, – на этом 25-верстном пространстве в самой тяжёлой и серьёзной работе, осложняемой туманом и снегом, то вытаскивая вельбот на стоящие льдины, чтобы избежать напора и не быть увлечёнными стремительно несущимися массами льда, то снова спуская на воду». Смертельно опасных моментов во время экспедиции было немало, в какой-то миг она даже могла остаться без своего руководителя. Колчака, провалившегося под лёд океана и потерявшего сознание, спас боцман. После этого у Александра Васильевича начались проблемы со здоровьем, которые не оставляли его всю оставшуюся жизнь.
4 августа, добравшись до острова Беннета, члены экспедиции обнаружили вещи Толля и записку, из которой следовало, что Толль со спутниками ещё в октябре ушёл на юг, имея запас продовольствия на 2-3 недели. Дальнейший поиск продолжать было бессмысленно. Несмотря на эту неудачу, экспедиция, которая проходила с мая по декабрь 1903 года, вернулась без потерь, и этим её начальник вправе был гордиться.
В декабре 1903 года Колчак был награжден высокой «для чина лейтенанта в мирной обстановке небывалой наградой» – орденом Владимира 4-й степени. Кроме того, эта экспедиция принесла Александру Васильевичу громкую славу и неофициальное имя – Колчак Полярный.
8 февраля 1904 года он возвращается в Якутск. 9 февраля начинается Русско-японская война. Его ждали в Петербурге для составления отчётов, подведения научных итогов экспедиции, путешествия и наука могли стать главным поприщем Колчака, но ему нужно было выбирать, чем заниматься дальше. Наука или война. Он выбрал то, что в тот момент было необходимо Отечеству – военный флот. Как сообщается в документальном фильме исторического канала «365 дней ТВ» «Исследователь и учёный Александр Колчак», посмотреть который можно на портале Президентской библиотеки, в телеграмме, посланной Колчаком в Академию наук, даже не спрашивалось – сообщалось: «Еду на войну из Иркутска». Не давая себе отдыха, прямо из Сибири, измотанный долгой и тяжёлой морской экспедицией, он отправляется в Порт-Артур. Командует миноносцем, участвует в обороне порта, попадает в госпиталь…
Вернувшись в Петербург, Александр Васильевич вновь поступил в распоряжение Академии наук и занялся обработкой результатов совершённых им двух экспедиций. Материалы были столь значимы, что специальная комиссия Академии наук работала над ними вплоть до 1919 года. Своими трудами, в частности книгой «Лёд Карского и Сибирского морей», Колчак заложил основы учения о морских льдах.
В январе 1906 года «за необыкновенный и важный географический подвиг, совершение которого сопряжено с трудом и опасностью», Колчак был награждён высшей наградой Императорского Русского географического общества – Константиновской медалью. До него такую награду во всём мире имели всего двое полярных исследователей – Адольф Норденшельд и Николай Юргенс.
По мнению военного историка Андрея Кручинина, высказанному в документальном фильме «Исследователь и учёный Александр Колчак», исследования были для Колчака «одной из точек приложения сил. Научную деятельность он воспринимал как главное своё призвание». К тому же полярные страны, Крайний Север продолжали тянуть его к себе, и он разработал проект экспедиции для исследования Северного морского пути – из Тихого океана через Берингов пролив вдоль северных берегов Сибири к Архангельску. Как писал в своем докладе редактор «Морского журнала» Михаил Стахевич, для этого, по мысли Колчака, было необходимо построить «корабли специального ледокольного типа».
А. В. Колчак представляет чертежи таких кораблей, по ним строят ледоколы «Таймыр» и «Вайгач»». Летом 1910 года «Таймыр» под командованием капитана 2 ранга Колчака и «Вайгач» под командованием капитана 2 ранга Ф. А. Матисена, бывшего командира яхты «Заря», пришли из Кронштадта на Дальний Восток и были готовы весной 1911 отправиться в Архангельск Северным морским путём. Но «назначенный на пост Морского министра адмирал Григорович вызвал Колчака обратно в Петербург, находя, что он необходим для работы по возрождению Российского флота». Перед Колчаком опять вставал вопрос выбора, и опять научным исследованиям он предпочёл военную службу – то, что могло принести Отечеству максимальную пользу.
Российская империя вступала во второе десятилетие двадцатого столетия, которое кардинально изменило жизнь огромной страны. Если бы не Первая мировая война, не революция, не Гражданская война – кто знает, сколько ещё открытий совершил бы отважный исследователь, талантливый учёный и бесстрашный офицер Александр Васильевич Колчак.
Узнать больше об Александре Васильевиче Колчаке можно в посвящённом ему разделе коллекции «Россия в лицах» на портале Президентской библиотеки.