Президентская библиотека – к 225-летию Карла Брюллова
23 декабря (по старому стилю – 12 декабря) 1799 года в Петербурге родился выдающийся художник, представитель русского романтизма Карл Павлович Брюллов, горячо любивший жизнь и природу, оставивший потомкам блестяще воплощённые образы своих современников.
В книге «Карл Брюллов и его значение в русском искусстве» (1899), доступной на портале Президентской библиотеки, искусствовед Андрей Сомов подробно рассказывает о жизни и творчестве знаменитого художника.
Род Брюлловых берёт своё начало во Франции. Один из членов этого семейства, Георг Брюлло, в 1773 году прибыл в Петербург и поступил лепщиком на Императорский фарфоровый завод. Внук Георга – Пауль или Павел Иванович – получил воспитание в Петербурге и был мастером по части резьбы из дерева и миниатюрной живописи. Он был женат два раза. От первого брака имел одного, а от второго троих сыновей, одному из которых – Карлу – досталась всемирная слава.
О детских годах великого живописца Андрей Cомов пишет: «Это был слабый, золотушный ребёнок, до семилетнего возраста не покидавший постели. Будучи лишён возможности играть и резвиться, он любил, сидя на своей кроватке, чертить на грифельной доске окружающие предметы». Отец Брюллова сразу понял, что из сына может со временем выйти художник, и стал развивать в нём творческие способности, заставляя копировать гравюры или рисовать с натуры. Занятия превратились в уроки, в которых «учитель настолько серьёзно смотрел на дело, что нередко не давал своему сыну завтрака или лакомства до тех пор, пока тот не исполнял заданного числа рисунков». Благодаря врождённому таланту и отцовским методам обучения, в девять лет Брюллов стал воспитанником Академии художеств и оказался «сильнее в рисунке, чем все его сверстники, даже старшие по возрасту».
Учился начинающий художник «быстро и блистательно», получая почти на всех экзаменах высокие оценки. В своих юношеских работах Брюллов использовал не просто знание академического рисунка. Он умел придавать формам человеческого тела «не условную правильность, а жизнь и грацию».
В 1821 году Брюллов окончил Академию с аттестатом первой степени и золотой медалью. Получение этой награды открывало для молодого человека перспективу поездки за казённый счёт за границу для совершенствования своего мастерства и изучения классических европейских произведений архитектуры, живописи, скульптуры. Общество поощрения художников, оценив необыкновенные способности Карла Брюллова, решило отправить его в путешествие вместе с братом – архитектором Александром. Получив подробную инструкцию относительно того, что изучать по части искусства, братья Брюлловы покинули Петербург 16 августа 1822 года.
Много и усердно трудился Брюллов в эту пору своей жизни. Император Александр I незадолго до своей кончины назначил ежегодно по пять тысяч рублей «на производство копий с замечательнейших произведений итальянской живописи». Русские художники, находившиеся за границей, в том числе и Брюллов, получили значительные заказы. Карл Павлович занимался копированием фрески Рафаэля «Афинская школа», но постоянно искал сюжет для картины, которая бы прославила его имя.
В то время на сценах итальянских театров произвела фурор опера Джованни Пачини «Последний день Помпеи». Посещение Помпеи на склоне вулкана Везувия произвело на восприимчивую душу Брюллова сильное впечатление. Он задумал воплотить сцены гибели древнего города на большом полотне. На создание знаменитого шедевра у художника ушло два года. Задолго до окончания этой работы в Риме уже говорили «о дивной картине, родящейся в мастерской русского живописца». Когда же двери этой мастерской открылись для публики, весь Рим увидел произведение Брюллова. С эпохи Возрождения «ни один ещё художник не делался в Италии предметом такого всеобщего поклонения», какое досталось творцу «Последнего дня Помпеи». Его имя стало популярным. На улице перед ним снимали шляпу, в театрах при его появлении вставали со своих мест, чтобы приветствовать «великого маэстро».
До России тоже дошли известия о триумфе Брюллова в Италии. В Петербурге и Москве «только и было речи, что о великом гении, прославившем Россию в глазах Европы». После выставки в Париже картину доставили в Петербург. Сначала она была выставлена в Зимнем дворце, а затем в Академии художеств. Шедевру живописи посвящены строки: «И стал последний день Помпеи для русской кисти первым днём».
Сам художник прибыл в город на Неве в мае 1836 года – после четырнадцатилетнего отсутствия. В Академии художеств состоялось чествование знаменитого выпускника. А спустя время в этом учебном заведении для Брюллова была приготовлена большая мастерская, которая вскоре пополнилась его новыми работами.
В это время мастер начал работу над важным правительственным заказом – украшением главного алтаря Казанского собора. Он написал образ «Взятие Богородицы на небо» (в православии – икона «Успение Пресвятой Богородицы»). Этот сюжет, не свойственный православию, потребовал от живописца (сторонника евангелическо-реформатского вероисповедания) «долгого обдумывания и продолжительного технического труда», и холст долго оставался пустым, а эскиз образа появился на небольшом лоскуте бумаги. Президент Академии художеств Алексей Оленин однажды поинтересовался, как скоро будет закончено это произведение. На что Брюллов ответил, показывая на эскиз: «Главное уже сделано; теперь остались пустяки – увеличить рисунок да прогуляться по нему кистью». Начатый в 1837 году образ «Взятие Богородицы на небо» вышел из мастерской в конце 1839 года.
Выполняя столь ответственный государственный заказ, Брюллов находил время для написания парадных портретов членов императорской фамилии и других известных людей России. Художник пребывал в апогее своей славы. Высочайшие особы оказывали ему «милостивое внимание» и посещали его мастерскую. Молодые люди «толпами записывались к нему в ученики, бросая прежних своих наставников».
Тем временем близилось к концу возведение Исаакиевского собора, и все лучшие художники-монументалисты были призваны к «украшению внутренности этого здания, которое должно превзойти великолепием все русские храмы».
Брюллову, как первому среди русских живописцев, была поручена роспись купольной башни. Мастер был в восторге от этого заказа. «За что я так счастлив!» – говорил он. По рассказам очевидцев, он часто приходил в храм раньше своих учеников и помощников и принимался за работу. Однажды он воскликнул: «Мне тесно здесь! Я расписал бы теперь целое небо!»
В это время у Брюллова обострилась тяжёлая болезнь. В 1848 году он вынужден был отказаться от продолжения работы в Исаакиевском соборе – её по эскизам Карла Павловича заканчивал академик, заслуженный профессор Императорской Академии художеств Пётр Басин (1793–1877).
Помощь медиков немного облегчила страдания живописца, но это было временно, и доктора посоветовали больному искать спасения в другом климате. Брюллов решил вернуться в Италию, но и там медицина оказалась бессильна. В июне 1852 года художника перевезли в местечко Марчьяно, что недалеко от Рима, где он ненадолго почувствовал себя лучше, но через несколько дней его состояние резко ухудшилось. Когда прибыли медики, было уже поздно: творец «Помпеи» ушел из жизни.
В фонде Президентской библиотеки можно ознакомиться с рукописными и печатными документами, связанными с историей семьи Брюлловых. Среди них Архив Брюлловых, принадлежащий В. А. Брюллову, Выписка из документов об избрании К. П. Брюллова почётным членом Миланской Академии изящных искусств и профессором Флорентийской Академии Художеств, Жалованная грамота на дворянство А. П. Брюллову (с кустодией) и другие.