Президентская библиотека о создателе первой в России паровой машины Иване Ползунове

14 марта 2025

14 марта 1728 года родился будущий изобретатель, создатель первой в России паровой машины и первого в мире двухцилиндрового парового двигателя Иван Иванович Ползунов.

Информация об учёном-самоучке пополнила раздел «Выдающиеся учёные и изобретатели XVIII века» проекта «Великая Россия», реализуемого Президентской библиотекой.

Иван Ползунов появился на свет в Екатеринбурге, в семье солдата государственных строительных работ. В детстве обучался арифметике и словесности в Горнозаводской школе при Екатеринбургском металлургическом заводе, в отрочестве постигал тонкости металлургического производства, включая механику, расчёт и чертежи, у главного механика Уральских заводов Никиты Бахорева. В 19 лет Иван Ползунов был направлен на Колывано-Воскресенские заводы в Барнаул, где добывались драгоценные металлы для государственной казны. Он изучал особенности процесса плавки металла, вникал в детали и тонкости, читал в заводской библиотеке труды М. В. Ломоносова. Полагают, что первый опыт конструкторской деятельности Иван Иванович приобрёл в 1754 году, когда для нужд завода создал «вододействующую лесопилку». В 1759 году Иван Ползунов получил первый обер-офицерский чин.

В XVIII веке производственные процессы горно-металлургической промышленности России находились в полной зависимости от работы водяного колеса – основного источника энергии. Задавшись целью «водяное руководство пресечь», Ползунов в апреле 1763 года представил начальнику Колывано-Воскресенских заводов А. И. Порошину проект «огненной машины» – пароатмосферного двигателя.

Паровая машина Ползунова была первым в мире двухцилиндровым двигателем с работой цилиндров на один общий вал, что позволило двигателю работать без какого-либо использования гидравлической энергии – например, в совершенно безводном месте. Ознакомившись с проектом, Екатерина II наградила Ползунова 400 рублями и повысила его в чине на две ступени – произвела в «механикусы с чином и званием инженерного капитан-поручика».

В январе 1764 года канцелярия Колывано-Воскресенского горного начальства приняла решение о постройке «огнедействующей машины» Ивана Ползунова, а в марте того же года изобретатель создал новый проект пароатмосферной машины – в 15 раз мощнее предыдущей. Новый паровой двигатель для привода дутья плавильных печей имел рекордную для своего времени мощность в 32 лошадиные силы и позволил впервые отказаться от водяных колёс в реальном заводском производстве.

После проведения испытаний «огнедействующая машина» начала обслуживать три плавильные печи. Она окупила себя и даже успела принести прибыль, но после трёх месяцев работы вследствие поломки была разобрана и заменена на обычный гидравлический привод.

Иван Иванович Ползунов этого уже не увидел – он умер от туберкулёза 16 мая 1766 года, за неделю до пробного пуска своей машины.

Модель паровой машины находится в Кунсткамере, а действующая модель машины Ползунова хранится в Алтайском государственном краеведческом музее в Барнауле.

Изобретатель не забыт потомками: в настоящее время имя Ивана Ползунова носят Колыванский камнерезный завод, Алтайский государственный технический университет, железнодорожная станция и горно-металлургический колледж в Екатеринбурге.

Проект «Великая Россия», размещённый на портале Президентской библиотеки, состоит из нескольких разделов. Один из них содержит информацию о жизни и деятельности учёных и изобретателей XVII–XX веков. Раздел о деятелях культуры включает информацию о писателях и поэтах, архитекторах и художниках, композиторах и музыкантах, артистах балета и других творческих личностях XVII–XIX веков. Ещё один раздел рассказывает о выдающихся военных деятелях. Проект «Великая Россия» постоянно пополняется новыми биографическими материалами о выдающихся россиянах, которые намного опередили своё время, достигли высот в разных сферах деятельности и внесли значительный вклад в развитие не только русской, но и мировой науки и культуры.