![](https://www.prlib.ru/sites/default/files/styles/node/public/img/news/ec6f77ac.jpg?itok=kkMyLgKH)
Президентская библиотека демонстрирует фильмы «с полки»
Киноклуб Президентской библиотеки продолжает раскрывать многообразие документального кино, востребованного даже в нынешний информационно перегруженный век.
30 октября 2013 года на заседание киноклуба были приглашены сразу два ветерана Ленинградской студии документальных фильмов (она же Санкт-Петербургская студия документальных фильмов, в новейшей модификации – ЛЕНДОК) – легендарный экс-директор студии Владилен Кузин (занимал пост в 1971–1996 гг.) и известный режиссёр Николай Обухович, который представил «непроходной» некогда фильм «Наша мама – герой» про ткачиху Валентину Голубеву.
«Сегодня студия возрождается, мне известны инициативы нового руководства, и их можно только приветствовать, эта деятельность заслуживает максимальной поддержки. Но в своё время на студии работали 450 человек, мы выпускали 350 десятиминутных частей кинохроники в год и каждые три дня – свежий киножурнал. У нас был жёсткий почасовой график производства хроники и кино, за 25 лет моей работы этот график ни разу не был нарушен, – рассказал собравшимся Владилен Иванович Кузин, ныне доцент Высшей школы журналистики СПбГУ. – Кроме того, существовал институт собкорства – десятки наших собственных корреспондентов жили и снимали хронику в других регионах и затем пересылали нам бобины с отснятыми материалами».
А ещё эту грандиозную кинофабрику отличало, по выражению её бывшего директора, одно уникальное качество: «Студия была рекордсменом по «полочным» фильмам». По ряду лент выходило предписание: смыть с плёнки фильм, содержание которого считалось «идеологически невыдержанным». Но Кузин разрешал авторам сделать копию фильма и забирал её к себе на хранение. Со временем в сейфе директора скопилась целая фильмотека не прошедших советскую цензуру фильмов, о чём на предыдущем заседании киноклуба говорил режиссёр Александр Сокуров, с теплом вспоминая Владилена Кузина.
Николай Обухович тоже отдал должное смелости и гражданской твердости директора: «Благодаря «сейфу Кузина» сохранились лучшие работы студии».
«Наша мама – герой», как раз одна из таких «полочных» работ, попала впоследствии в рейтинг лучших документальных кинокартин, созданных за 100 лет в мировом кино.
Николай Обухович снял свой 40-минутный фильм в 1979, а показал лишь в 1989-м. Картина состоит из двух параллельных сюжетов. Первый похож на классический киножурнал о Герое Социалистического Труда, знатной ткачихе Голубевой, имя которой гремело по всем средствам массовой информации того времени. Голубева у станков, Голубева на трибуне, где рапортует, что в рекордно короткие сроки выполнила пятилетку и берёт новые обязательства…
Вторая линия фильма – это жизнь её семьи. Точнее, жизнь её мужа и сына. Они занимаются рутинной ежедневной работой – собираются в школу и на работу, едят яичницу с сосисками, разучивают стихи про знаменитую маму-депутата, члена Ивановского Обкома КПСС… Вроде бы всё как у всех и даже лучше, если судить по достатку в доме, наличию машины – но большой и маленький Голубевы отчего-то не улыбаются. Они не то чтобы хмурятся, просто глубоко в себе, по-мужски, несут свою внутреннюю драму: хранительница очага, мать семейства, присутствует дома как символ. Редкое счастье собраться всем вместе, погулять, столкнуть маму в снежный сугроб и благородно протянуть руку – эти кадры съёмочной группе удалось заснять только единожды за всё время работы.
В финале усталая ткачиха, припозднившись с работы, тяжело опускается на стул в прихожей, медленно стягивает сапоги с ног и замирает, стирая со щеки непрошенную слезу… О многом заставляет задуматься этот многослойный фильм, не утративший актуальности и в наши дни.
Организатором заседания киноклуба наряду с Президентской библиотекой выступила Санкт-Петербургская студия документальных фильмов, партнёром проекта также является киностудия «Леннаучфильм».