
Владимир Васильев: «Ленинградская и московская школы хореографии вышли из императорского балета, дополняют друг друга и питают всю мою жизнь»
В рамках мероприятий культурной программы Петербургского международного экономического форума в Президентской библиотеке состоялся видеолекторий «Владимир Васильев. Танец и судьба», приуроченный к открытию выставки живописных работ Владимира Васильева в Санкт-Петербурге. С лекцией выступил легендарный танцовщик и хореограф с мировым именем, народный артист СССР и РФ Владимир Васильев. Мероприятие транслировалось в режиме онлайн на портале Президентской библиотеки в разделе «Прямые трансляции».
Более чем двухчасовой монолог Владимира Васильева сопровождался показом на плазменных экранах фрагментов из балетов разных лет. Владимир Викторович вспомнил своё послевоенное детство и то, что занимало и увлекало его больше всего – книги, которые он старался доставать где только можно. «Войну и мир» купил в маленькой антикварной лавке. «Сказки Перро, рисунки к ним великого Доре меня настолько поглотили, что я не смог вернуть книгу в библиотеку, я физически не мог оторвать её от себя, засыпал с ней в обнимку».
В мир танца Владимир Васильев попал случайно: пошёл «за компанию» с приятелем в танцевальный кружок Кировского дома пионеров Москвы. Замечательный педагог Е. Р. Россе сразу разглядела его необыкновенные пластические данные. Семилетний мальчик с первого раза воспроизводил любое показанное ему движение. На его примере педагог показывала другим детям, как нужно танцевать. В дальнейшем во время учёбы Васильева в хореографическом училище Большого театра педагоги отмечали его танцевальный талант, физические и технические данные, музыкальность, а также неудержимую энергию, заполнявшую собой всё пространство сцены и выплёскивавшуюся в зрительный зал, который не мог устоять перед невероятной харизмой этого молодого танцовщика. В 1958 году он был принят в труппу Большого театра.
Точное понимание музыкального и пластического материала, правда воплощаемого сценического образа восхищали и удивляли не только зрителей, но и именитых мэтров балетного искусства. На него «ставили» и с ним работали самые известные хореографы мира, его партнёршами стали величайшие балерины мира. Его дружба с Галиной Улановой длилась всю жизнь. «Совместная работа с Галиной Сергеевной в «Шопениане» стала для меня бесценным опытом, открыла мне меня самого как исполнителя классических партий. Представьте только, мне было 18 лет, а моей партнёрше 48, и это не мешало нам «слышать» друг друга».
В Большой он пришёл из училища вместе с Екатериной Максимовой, ставшей постоянной его партнёршей и позже – супругой. И, по сути, Музой – танцовщицей хрупкой и сильной, которой были подвластны и лирические роли, и острохарактерные партии. Мировая слава пришла к этой паре сразу и навсегда. К сожалению, Максимова преждевременно ушла из жизни…
Кипучая творческая энергия Владимира Васильева не умещалась в рамки исполнительского искусства. Первую собственную работу как балетмейстер он поставил в 1971 году, это был балет «Икар». Сюжетные линии всегда интересовали создателя хореографического действа, его внимание было посвящено раскрытию образа через музыку и пластическую линию танца. Своё мироощущение мастер воплотил позже во множестве балетов и в фильмах - балетах, как классических, так и оригинальных постановках: «Макбет», «Анюта», «Фрагменты одной биографии», «Ностальгия», «Красный мак», «Золушка», «Лебединое озеро» и во многих других спектаклях.
«Не понимаю «музеефицированных постановок» и радости тех, кто пытается восстановить классический балет строго «в редакции Петипа». Тогда это должен быть музейный театр. Для меня театр – живой организм. Через эти редакции прошли многие поколения танцовщиков, изменявшие их в соответствии с меняющейся эстетикой. Убеждён: у каждого времени должны быть свои Жизель, Кармен и принц Зигфрид».
Участниками встречи с выдающимся мастером балета стали студенты и преподаватели Академии русского балета им. А. Я. Вагановой, Санкт-Петербургской государственной консерватории им. Н. А. Римского-Корсакова, Академии танца Бориса Эйфмана, Санкт-Петербургского государственного института культуры, Ленинградского областного колледжа культуры и искусства, Санкт-Петербургского государственного университета, Санкт-Петербургского государственного музея театрального и музыкального искусства. По видео-конференц-связи вопросы Владимиру Викторовичу смогли задать коллеги и студенты из других регионов России. Например, педагог из аудитории Ханты-Мансийска вспомнил, как Васильев откликнулся на просьбу театра в Челябинске и бесплатно поставил у них балет «Золушка».
В ответ на гостеприимство и феерически захватывающее общение сквозь пространство и время хореограф в завершение встречи подарил Президентской библиотеке несколько книг о дуэте Максимова – Васильев, выпущенных ведущими издательствами России.