В Президентской библиотеке состоялись показ и обсуждение фильма режиссёра Фридриха Эрмлера «Перед судом истории»

23 ноября 2017

В Президентской библиотеке состоялись просмотр и обсуждение документального фильма режиссёра Фридриха Эрмлера 1965 года «Перед судом истории». Это заседание киноклуба прошло в рамках ретроспективных показов «Революция на экране» XVI Международного кинофестиваля дебютных фильмов «Начало». Представляется символичным, что начинающим кинематографистам предлагают оценить не очередной «хрестоматийный» фильм о Ленине и Октябре, а серьёзную дискуссионную картину, в которой сталкиваются мировоззренческие позиции представителей «старого» и «нового» миров.

Предваряя просмотр картины, из кинозала «Ленфильма» выступил по видео-конференц-связи генеральный директор Президентской библиотеки Александр Вершинин: «Со времени создания Президентская библиотека сотрудничает с киностудиями, киноархивами, кинофестивалями. «Ленфильм» – наш многолетний партнёр, нас связывают совместные издания, выставки, представление кинопроектов, в том числе за рубежом. С киностудиями мы похожи уже тем, что также «экранизируем» документы. Сегодня интересный показ: демонстрируется фильм Эрмлера; кстати, Фридриху Марковичу в следующем году исполнится 120 лет со дня рождения, а его самому любимому герою – Василию Витальевичу Шульгину – 140. В фонде Президентской библиотеки хранится оцифрованная афиша фильма «Перед судом истории», а также архивные дела, газеты, стенограммы, письма и книги политика Шульгина, а также его отца, известного русского историка Виталия Яковлевича Шульгина».

Как отметил присутствовавший на просмотре доктор исторических наук, доцент СПбГУ Андрей Иванов, «взятый к рассмотрению фильм мог родиться только в период недолгой хрущёвской оттепели. Идея картины вызревала в кабинетах КГБ на закате правления Никиты Хрущёва и пугала многих смелостью и новизной».

Экранное действие построено на диалоге историка-актёра с Василием Витальевичем Шульгиным – лидером Государственной думы, одним из организаторов Белой армии и противником большевиков. Именно эта дискуссия о событиях 1914–1945 годов и стала основой фильма, хотя лента насыщена игровыми и натурными съёмками. Как писал режиссёр, задача картины – доказать, что бывший монархист и белоэмигрант, «Шульгин осуждён самой историей, и что он это сегодня понимает, только он не хочет с этим мириться и согласиться». Фильм показывали в московских и ленинградских кинотеатрах в конце 1965 года всего лишь три дня, после чего с проката сняли, хотя и не запретили.

Фридрих Маркович Эрмлер – один из самых именитых кинорежиссёров сталинской эпохи, начавший свой творческий путь в период рассвета немого кино. Он, конечно, был представителем пропагандистского кинематографа, прославлявшего, прежде всего, лично И. В. Сталина и успехи страны под его руководством. Четырежды лауреат Сталинской премии (1941, 1946, 1946, 1951), кавалер ордена Ленина (1935) и ордена Трудового Красного Знамени (1950), Эрмлер всё же был большим мастером, отдавшим жизнь кинематографу.