В Президентской библиотеке звучала музыка времён Анны Иоанновны и Елизаветы Петровны

16 марта 2018

В рамках проекта «Музыка Российской государственности» в Президентской библиотеке состоялся концерт «Балы. Музыка. Интриги. Анна Иоанновна и Елизавета Петровна». Зрители не только услышали сочинения той поры, но и узнали, какие тайны хранил российский императорский двор и кто из композиторов и дирижёров был тогда в фаворе.

Художественный руководитель фестиваля «Дворцы Санкт-Петербурга», виртуозная скрипачка Мария Сафарьянц отметила важную роль государства в развитии музыкальной культуры страны. Звучание старинных музыкальных инструментов, костюмированные шоу, мультимедийные эффекты – всё это сопровождалось увлекательным комментарием историка Александра Мясникова. По его словам, обе императрицы любили музыку и способствовали её распространению.

Императрица Анна Иоанновна, племянница Петра I, подписала в 1738 году указ об открытии в городе Глухове Черниговской губернии специальной школы, где двадцать мальчиков обучались пению и игре на инструментах. Отсюда, из Глухова, в Санкт-Петербург были доставлены будущие композиторы Максим Березовский и Дмитрий Бортнянский. Императрица упрочила значимость Придворной капеллы – главного музыкального учреждения России, хранящего отечественные певческие традиции. Хор, состоявший из 50 дворцовых певчих, производил сильное впечатление на петербургских и заезжих меломанов.

«Одна из обязательных задач двора – регулярное проведение балов. Они полностью вытеснили идею ассамблей, – рассказал Александр Мясников. – Балы проводились при дворе и в домах знати. Анна Иоанновна любила давать пышные и роскошные балы и сама участвовала во всех придворных увеселениях». А особый шарм жизни двора Анны Иоанновны и на балах, и между ними придавала музыка. Как правило, иностранная. Исполняли сочинения композиторов Корелли, Монтеверди, Вивальди, Рамо, Генделя, Скарлатти, Глюка.

И вот на российский трон вступает дочь Петра I – Елизавета. Императрица обладала незаурядным слухом, в её образовании занятиям музыкой отводилась важная роль. По повелению императрицы при дворе, помимо итальянской оперы и придворного певческого хора, появились первый роговой оркестр и оркестр янычарской (турецкой) музыки. Елизавета Петровна сумела привить россиянам любовь к опере. Мало кто знает, что на её коронации исполнялась опера «Милосердие Тита» одного из самых популярных композиторов того времени, «короля бельканто» Хасса.

Елизавета Петровна задавала в своем деревянном Зимнем доме такие «машкерады» и фестивали, что приезжие иностранцы и послы долго говорили  о них с удивлением и восторгом. Волей императрицы посещение маскарадов обратилось в своего рода «повинность»: все имевшие доступ ко двору обязаны были непременно посещать «маскарадные вторники». На некоторые из придворных маскарадов мужчины должны были приходить в женских костюмах, а дамы в мужских.

Музыка, звучавшая в этот вечер в Президентской библиотеке на Сенатской, 3, способствовала погружению в эпоху двух прославленных императриц. Солистка из Италии Франческа Билиотти, в совершенстве владеющая стилистикой музыки эпохи барокко; ансамбль старинной музыки «Barocco Concertato», специализирующийся на исполнении музыки барокко и классицизма в историческом, аутентичном контексте; театр исторического танца «Малый Трианон», сочетающий в своём репертуаре воссозданные танцы XVII–XVIII столетий с авторскими композициями; «Русская роговая капелла», которую называют «тембром России», и Ансамбль солистов Константиновского оркестра исполнили произведения Вивальди, Витали, Пёрселла, Генделя и «Орфея русской скрипки» Ивана Хандошкина.