Санкт-Петербургский государственный университет
К 300-летию основания Санкт-Петербургского государственного университета в 2024 году Президентская библиотека подготовила специальную коллекцию, посвящённую не только основным этапам становления Университета, истории его организации, но и отдельным аспектам научной и учебной деятельности в разные периоды его существования. В собрании представлены официальные и уставные документы, исторические записки и воспоминания современников, монографии и авторефераты, архивные дела, а также периодические издания университета и изобразительные материалы.
Санкт-Петербургский государственный университет является старейшим действующим высшим учебным заведением в России и одним из ведущих научно-исследовательских центров страны. История возникновения Санкт-Петербургского университета неразрывно связана с делом создания Академии наук, проект которой был утвержден 28 января 1724 года. Академия включала не только научные учреждения, но и являлась первым образовательным центром в Российской империи, так как в её состав входили Университет и гимназия. Именно поэтому теперь официальной датой рождения Университета считается 8 февраля (по новому стилю).
В июле 1747 года императрица Елизавета Петровна утвердила новый нормативный акт учебного заведения – «Регламент Академии наук и художеств», который узаконил статус профессоров и студентов, а также документально закрепил уже существовавшие важные практики в деятельности Университета – проведение публичных лекций, апробации студенческих работ перед академическим собранием. Согласно этому документу Академический университет получил постоянный штат, состоящий из шести профессоров, была введена должность ректора. Первым ректором стал Г. Ф. Миллер, возглавлявший Академический университет с 1747 по 1750 год.
Особенно ярко на посту ректора проявил себя М. В. Ломоносов. Время его руководства (1758–1765) ознаменовала энергичная деятельность по введению регулярных лекций по специальностям, улучшению материального обеспечения студентов университета и воспитанников гимназии. Однако многие смелые проекты Ломоносова по реорганизации Петербургского университета встретили сопротивление властей и не были осуществлены.
1783 год в истории Университета отмечен не только преобразованием Университета в Учительскую семинарию, но и назначением Е. Р. Дашковой на должность директора Академии наук. При Дашковой положение Академического университета укрепилось, директор тщательно следила за проведением экзаменов, успеваемостью студентов и условиями их быта.
В этом же году Екатерина II передала в фонд Семинарии книжное собрание (около 1100 томов) русского библиофила П. Ф. Жукова, которое легло в основу фонда Научной библиотеки Университета. Более подробно узнать о становлении университетской библиотеки можно узнать из архивных дел, представленных в коллекции («Дело о выписке французских сочинений для библиотеки Санкт-Петербургского университета»).
В 1804 году Учительская семинария была реформирована в Педагогический институт, во главе которого стоял не выборный ректор, а назначаемый директор, в остальном же он «пользовался всеми правами и преимуществами университета» и сохранял традиции университетского образования, заложенные в 1720-е годы.
8 февраля 1819 года Главный Педагогический институт, согласно утвержденному Александром I проекту С. С. Уварова, был переименован в университет. Хотя никаких серьезных реформ организации не произошло, приобретение вновь статуса университета и, как следствие, его автономии открывало для академической корпорации большие перспективы. 31 октября 1821 года вышло постановление о присвоении Санкт-Петербургскому университету звания Императорского.
Согласно уставу, принятому в 1835 году, в столичном университете осталось только два факультета – философский и юридический. Историко-филологический и физико-математический факультеты теперь входили в соответствующие отделения философского факультета.
25 марта 1838 года по распоряжению Николая I Университет торжественно открыли в реконструированном здании Двенадцати коллегий.
Устав 1863 года был более либеральным по сравнению с предшествующим, так как главным образом отдавал ведение Университетом в «руки профессоров», восстанавливал историко-филологический и физико-математический факультеты. После введения устава в Университете открылись Санкт-Петербургское общество естествоиспытателей, Филологическое общество, Русское физико-химическое общество.
Устав 1884 года внёс радикальные изменения в процесс университетского образования, фактически ликвидировав автономию учебного заведения. Принципиально новой стала экзаменационная система: теперь студенты были вынуждены сразу по окончанию Университета сдавать обширный список государственных экзаменов, переходные экзамены с курса на курс отменялись. В то же время 1880–1890-е гг. вошли в историю Санкт-Петербургского университета как время появления новых талантливых учёных и преподавателей (И. И. Боргман, Ю В. Сохоцкий, Г. И. Глазенап, Д. П. Коновалов, А. О. Ковалевский). В 1889 году под руководством А. С. Лаппо-Данилевского и Н. И. Кареева было открыто Историческое общество, положившее начало изданию «Исторического обозрения».
В 1905 году, после событий 9 января, Университет практически не открывался для учебных занятий. 27 августа вышли в свет новые «Временные правила об управлении высшими учебными заведениями Министерства народного просвещения». Они отменяли наиболее спорные статьи Устава 1884 года, возвращая Университету право выбора должностных лиц администрации и расширяя полномочия Совета. Однако после издания Манифеста 17 октября перед зданием Двенадцати коллегий состоялся многотысячный митинг, из-за чего Университет власти в очередной раз закрыли до осени 1906 года.
Период XIX – начала XX века наиболее широко представлен в коллекции за счёт документов из фонда 733 «Департамент народного просвещения» Российского государственного исторического архива – отчётов, обозрений, учебных планов, объявлений, списков личного и профессорско-преподавательского состава, прошений и списков студентов.
После установления советской власти, в августе 1919 года, учебное заведение было преобразовано в единый Петроградский государственный университет, к которому присоединились два новых университета, ранее образованных на базе Психоневрологического института и Высших женских курсов. В Петроградском университете в это время функционировало два факультета: физико-математический и общественных наук. В том же году был открыт первый рабочий факультет (рабфак), на котором преподавали А. А. Ухтомский, Ф. Я. Капустин, Э. Х. Фрицман. В 1920-е годы широко практиковался бригадно-лабораторный метод обучения, который серьёзно ударил по многолетним традициям университетского образования. Тем не менее этот период запомнился и всплеском научного творчества: например, в стенах Университета была создана лаборатория генетики и экспериментальной зоологии, активизировалась деятельность неофилологического и физико-химического обществ. После переименования города в Ленинград сменил название и университет, который теперь стал Ленинградским государственным университетом (ЛГУ). В разные периоды советской власти он носил имена А. С. Бубнова и А. А. Жданова.
В 1930-е годы началось восстановление старой университетской системы, но уже без элементов прежней автономии, руководство Университета теперь утверждали партийные органы. В этот период лекции вновь стали основной формой обучения. Их читали такие выдающиеся ученые, как Л. В. Щерба, С. С. Кузнецов, С. В. Калесник и другие. Лекционные курсы положили начало изданию систематизированных учебников по преподаваемым дисциплинам, а также работ по истории самого Университета, с некоторыми из них можно ознакомиться в коллекции («Ленинградский государственный университет им. А. С. Бубнова»). В 1934 году был восстановлен исторический факультет, открыта кафедра общий геологии, создана кафедра астрофизики.
Особое место в истории Университета занимает период Великой Отечественной войны. Более 2500 универсантов сражались на фронтах. Несмотря на тяжелые условия блокады Ленинграда ЛГУ не только не прекратил учебные занятия, но и перенастроил свою научно-исследовательскую работу на решение военных задач. В конце февраля 1942 года большая часть Университета была эвакуирована в Саратов и Елабугу. Более подробно с жизнью Ленинградского университета в годы войны можно познакомиться благодаря сборнику документов «Университет в блокадном и осажденном Ленинграде 1941-1944.», представленном в коллекции.
В 1950–1960-е годы Университет активно развивался, появлялись новые факультеты и институты, создавались лаборатории, устанавливались связи с проектными учреждениями, предприятиями, школами и музеями. В сентябре 1973 года начались занятия физического факультета на второй площадке Университета – в Петергофе.
В настоящее время открыты представительства Санкт-Петербургского университета в Корее, Китае, Испании, Греции и Италии.
Основу коллекции составляют архивные дела фонда 733 «Департамент народного просвещения», хранящегося в Российском государственном историческом архиве. Также при подготовке коллекции были использованы материалы Российской государственной библиотеки, библиотеки Администрации Президента Российской Федерации, Научной библиотеки имени М. Горького Санкт-Петербургского университета, Русского географического общества, Государственной архива Российской Федерации, Центральной городской публичной библиотеки имени В. В. Маяковского, Уральского федерального университета, частных собраний, а также материалы интернет-ресурсов.