История и культура: Открылась выставка «Русская икона XVII – начала XX века в собрании Государственного музея истории Санкт-Петербурга»

26 ноября 2018

В Особняке Румянцева (Санкт-Петербург) представлена выставка «Русская икона XVII – начала XX века в собрании Государственного музея истории Санкт-Петербурга».

В Государственном музее истории Санкт-Петербурга хранится около 500 иконописных памятников. Выставка представляет лучшую часть музейного собрания — около 60 икон — и позволяет проследить основные тенденции в развитии отечественного иконописного искусства Нового времени: со второй половины XVII до начала ХХ века. 

В экспозиции можно увидеть произведения мастеров Петербурга, Москвы, Палеха, Холуя, Мстёры, иконописцев Русского Севера и горнозаводского Урала. Это соборные образы для иконостасов, крупные настолпные иконы, а также камерные произведения — иконы для келейной, домашней молитвы.

В фонды музея иконы, главным образом, поступили из ризницы Петропавловского собора и из имущества горожан.

Особого внимания на выставке заслуживают два уникальных памятника — иконостасы, происходящие из Петропавловской крепости: из домовой церкви Комендантского дома и Екатерининского придела Петропавловского собора.

Созданная на выставке временная реконструкция трёхъярусного иконостаса Екатерининского придела сделана на основе архивных описаний и сохранившихся исторических фотографий.

На выставке можно увидеть иконы местного ряда: «Архангел Михаил», «Архангел Гавриил», «Праведная Елисавета», «Богоматерь Владимирская», «Богоматерь «Великая Панагия» и «Великомученица Екатерина Александрийская». В праздничном чине на сегодняшний день представлены иконы: «Рождество Богородицы», «Преображение», «Тайная вечеря», «Воскресение» и «Вознесение». Небольшой «Страстной цикл» объединяет три произведения: «Моление о чаше», «Несение Креста», «Распятие».

Среди экспонатов выставки интересны самые ранние по времени создания иконы «Святитель Николай Чудотворец «Можайский» (Центральная Россия, вторая половина XVII в.), «Святой Иоанн Богослов в молчании» (Москва, мастер круга Оружейной палаты, первая треть XVIII в.) и старообрядческая икона «Святой Кирилл Александрийский» (Русский Север, первая четверть XVIII в.)

Привлекает внимание необычная иконография образов «Плач Богоматери при Кресте» (Поморье, конец XVIII в.) и «Богоматерь Троеручница (Мстёрский мастер в Санкт-Петербурге, третья четверть XIX в.).

Несколько икон представлены вместе с серебряными окладами — удивительными по красоте и изысканности произведениями декоративно-прикладного искусства XIX – начала ХХ веков.