Памятные даты России: Выставка к 130-летию Анны Ахматовой открывается в Москве

21 июня 2019

К 130-летию Анны Андреевны Ахматовой в Музее Серебряного века в Москве 21 июня 2019 года открывается выставка «А я говорю, вероятно, за многих…», основанная на богатейшей коллекции Государственного музея истории российской литературы имени В. И. Даля.

На третьем этаже Дома Брюсова представлена лишь часть коллекции ГМИРЛИ имени В. И. Даля, связанная с именем поэта: изобразительные материалы, графика, фотографии, книжные обложки (прижизненные публикации и издания разных лет).

В собрании живописи и графики ГМИРЛИ несколько шедевров. Один из них — типографский оттиск знаменитого портрета Юрия Анненкова (1921), поступивший от Анны Ахматовой в 1934 году, портрет Николая Тырсы (1926), выполненный в технике «ламповая копоть», силуэты Ахматовой с книгой художницы Нины Коган, переданные поэтом в музей в 1934 году. В ГМИРЛИ хранятся шаржи на Ахматову: это не только шарж Натана Альтмана, представленный на выставке, но также входящий в постоянную экспозицию шарж на гостей литературного кабаре «Привал комедиантов», подписанный художником: «С. Поляков 1916». В центре легко узнаваем горбоносый профиль Анны Андреевны (справа Николай Гумилёв с Георгиевским крестом). В постоянной экспозиции, в зале акмеизма рядом расположены известная акварель Льва Бруни (1922) и живописный портрет Александра Осмеркина (1939). Оба портрета выполнены в тяжёлое для Ахматовой время, и талантливым художникам удалось это передать. На выставке представлены карандашные портреты художника Александра Тышлера (Ташкент, 1943), а также многое другое.

В собрании ГМИРЛИ более 500 фотоснимков Анны Андреевны. Серия её портретов выполнена выдающимся мастером студийной съёмки Моисеем Наппельбаумом. Большое количество удачных снимков сделали фотографы-любители — искусствовед Николай Пунин и писатель Павел Лукницкий. Ахматова сохраняла интерес к своим фотографиям на протяжении всей жизни, подписывала их.

Небольшой серией на выставке представлены видовые фотографии мест, связанных с поэтом.

В книжной коллекции ГМИРЛИ хранятся все прижизненные издания Ахматовой — от сборника «Вечер», имевшего тираж всего 300 экземпляров, до книги «Бег времени» (М.-Л., 1965). Ахматова осознавала серьёзность надписей на книгах как способ фиксации встреч с друзьями и интересными людьми. Надписи на книгах включали имена адресатов, место и время надписи.

Отдельные прижизненные издания произведений А. А. Ахматовой на выставке представлены в витрине в виде фотокопий обложек и книжных разворотов, фотокопии изданий разных лет — в другой витрине.

К выставке подготовлен небольшой фильм. В нём интересен не только видеоряд, основанный на фотоматериалах из коллекции ГМИРЛИ, но и неповторимый голос Ахматовой.