
Памятные даты России: Выставка к 130-летию Анны Ахматовой открывается в Москве
К
На третьем этаже Дома Брюсова представлена лишь часть коллекции ГМИРЛИ имени
В собрании живописи и графики ГМИРЛИ несколько шедевров. Один из них — типографский оттиск знаменитого портрета Юрия Анненкова (1921), поступивший от Анны Ахматовой в 1934 году, портрет Николая Тырсы (1926), выполненный в технике «ламповая копоть», силуэты Ахматовой с книгой художницы Нины Коган, переданные поэтом в музей в 1934 году. В ГМИРЛИ хранятся шаржи на Ахматову: это не только шарж Натана Альтмана, представленный на выставке, но также входящий в постоянную экспозицию шарж на гостей литературного кабаре «Привал комедиантов», подписанный художником: «С. Поляков 1916». В центре легко узнаваем горбоносый профиль Анны Андреевны (справа Николай Гумилёв с Георгиевским крестом). В постоянной экспозиции, в зале акмеизма рядом расположены известная акварель Льва Бруни (1922) и живописный портрет Александра Осмеркина (1939). Оба портрета выполнены в тяжёлое для Ахматовой время, и талантливым художникам удалось это передать. На выставке представлены карандашные портреты художника Александра Тышлера (Ташкент, 1943), а также многое другое.
В собрании ГМИРЛИ более 500 фотоснимков Анны Андреевны. Серия её портретов выполнена выдающимся мастером студийной съёмки Моисеем Наппельбаумом. Большое количество удачных снимков сделали
Небольшой серией на выставке представлены видовые фотографии мест, связанных с поэтом.
В книжной коллекции ГМИРЛИ хранятся все прижизненные издания Ахматовой — от сборника «Вечер», имевшего тираж всего 300 экземпляров, до книги «Бег времени» (М.-Л., 1965). Ахматова осознавала серьёзность надписей на книгах как способ фиксации встреч с друзьями и интересными людьми. Надписи на книгах включали имена адресатов, место и время надписи.
Отдельные прижизненные издания произведений
К выставке подготовлен небольшой фильм. В нём интересен не только видеоряд, основанный на фотоматериалах из коллекции ГМИРЛИ, но и неповторимый голос Ахматовой.