![](https://www.prlib.ru/sites/default/files/styles/node/public/img/event/4df4c04e.jpg?itok=2N_PgA3f)
История и культура: Выставка «Два мира русской иконописи» в Москве
Выставка «Два мира русской иконописи. Памятники XVII века из собрания Музея русской иконы» открылась 20 декабря 2015 года в Музее-усадьбе «Архангельское» (Москва).
Представленные на выставке памятники из собрания Музея русской иконы относятся к XVII веку – одному из самых сложных и противоречивых периодов в русской культуре, не случайно получившему наименование «эпохи перемен». Иконопись этого времени завершает многовековую историю развития древнерусского искусства и стоит в преддверии реалистической живописи Нового времени.
Разнообразие русской живописи этого времени можно проследить по широкому кругу памятников, принадлежащих Музею русской иконы. Творчество столичных изографов демонстрирует целый ряд произведений, исполненных как в начале царствования династии Романовых и отличающихся традиционностью приемов, так и созданных в совершенно новом духе Оружейной палаты во второй половине – конце XVII века. Значительное число памятников музея относится к искусству ведущих иконописных центров Поволжья. Особого внимания заслуживают работы ярославских мастеров, выделяющиеся изысканностью орнаментов, изощренной графикой и декоративностью письма. Разные художественные направления охватывают широкий круг икон, связанных с искусством Твери, Ростова, Пскова, Рязани, в XVII веке не утративших значения законодателей иконографических и стилистических новшеств. Большой интерес представляют произведения, написанные в различных иконописных центрах обширных земель Русского Севера: Вологды, Архангельска, Каргополя, Поважья. Они не только отличаются наивным и незатейливым языком, фольклорностью живописи, явно близкой к народной художественной культуре; среди них обнаруживаются и примеры редких иконографических изводов и святых.