Основан Государственный Эрмитаж

7 декабря 1764

7 декабря, в день памяти христианской великомученицы Екатерины Александрийской, Государственный Эрмитаж отмечает день своего рождения.

История Эрмитажа началась в 1764 году, когда императрица Екатерина II приобрела собрание европейской живописи у берлинского купца И. Э. Гоцковского, имевшего долговые обязательства перед Российским государством. Коллекция, состоявшая из картин фламандских, голландских и итальянских художников первой половины XVII века и насчитывавшая по одним сведениям 225, по другим 317 произведений, была собрана для прусского короля Фридриха II, но монарх отказался от покупки после поражения в Семилетней войне (1756–1763).

Екатерина II, считавшая коллекционирование делом государственной важности, не упустила возможность упрочить свой образ просвещённой правительницы и показать, что Россия является европейской державой. При посредничестве посла России в Пруссии князя В. С. Долгорукого коллекция летом 1764 года была доставлена в Санкт-Петербург. Картины разместили в пристроенном к Зимнему дворцу в 1764–1775 годах архитектором Ж. Б. М. Валлен-Деламотом небольшом корпусе, где императрица проводила часы досуга. Здание получило название «Эрмитаж» (от французского ermitage – место уединения, жилище отшельника, уединённый уголок), которое впоследствии перешло на всю музейную коллекцию.

Для пополнения собрания Эрмитажа за границей производились закупки крупных частных коллекций картин: графа Г. ф. Брюля (1769), барона П. Кроза (1772), сэра Р. Уолпола (1779) и др. К 1774 году каталог Зимнего дворца насчитывал свыше 2000 произведений, а в посмертной описи имущества Екатерины II 1796 года числится уже 3996 полотен. Барон Ф. М. Гримм, один из посредников государыни в деле приобретения предметов искусства, писал об императрице: «В отношении картин она подвержена страшным и внезапным болезням, подлинному обжорству».

Помимо живописи в собрание поступали коллекции гравюр и рисунков, античных древностей, произведения западноевропейского декоративно-прикладного искусства, монеты и медали, а также книги. В частности, в 1779 году в покоях Зимнего дворца разместили библиотеку Вольтера, выкупленную Екатериной II у его наследников, а в 1785 году книжное собрание другого выдающегося французского просветителя – Д. Дидро.

Для разросшейся коллекции в 1771–1787 годах архитектор Ю. М. Фельтен построил здание Большого Эрмитажа. Оно расположилось на Дворцовой набережной «в линию» с пристройкой Ж. Б. М. Валлен-Деламота, которая с тех пор стала называться Малым Эрмитажем. Складывающийся архитектурный ансамбль Дворцовой набережной дополнило построенное в 1783–1789 годах по проекту Дж. Кваренги здание придворного Эрмитажного театра, где блистали звёзды европейской и русской сцены.

В XIX веке в собрание Эрмитажа стали включать не только коллекции картин, но и отдельные произведения – работы Караваджо, Рафаэля, А. Карраччи, Яна ван Эйка, Тициана, П. Веккьо, Леонардо да Винчи. Ценным приобретением стала купленная в 1815 году Александром I картинная галерея Мальмезонского дворца, принадлежавшая супруге Наполеона императрице Жозефине. В Эрмитаж стали поступать материалы археологических раскопок, составившие, в частности, основу знаменитой скифской коллекции. Со второй половины столетия, во многом благодаря деятельности искусствоведа и старшего хранителя Картинной галереи А. И. Сомова, собрание музея начало пополняться произведениями русских живописцев, часть из которых в 1895 году была передана Русскому музею.

XIX век в истории Эрмитажа отмечен формированием интерьеров Зимнего дворца. В 1826 году была торжественно открыта Военная галерея 1812 года с портретами героев войны работы английского портретиста Дж. Доу, в 1833 году созданы Петровский (Малый) тронный зал и Фельдмаршальский зал, в 1839 году – Малахитовый зал. В 1850–1860-х годах под руководством А. И. Штакеншнейдера был создан Павильонный зал Малого Эрмитажа, велось оформление интерьеров Большого Эрмитажа.

До середины XIX века Эрмитаж оставался закрытым музеем, посещать его могли только избранные. Для широкой публики художественная коллекция была открыта при императоре Николае I 5 (17) февраля 1852 года в специально построенном для этой цели в 1839–1852 годах архитектором Л. ф. Кленце здании Нового Эрмитажа.

После Октябрьской революции Зимний дворец и Эрмитаж 30 октября (12 ноября) 1917 года были объявлены государственными музеями. 11 января 1920 года в Зимнем дворце открылся Музей Октябрьской революции, просуществовавший здесь до 1947 года. Тяжёлую утрату эрмитажный фонд понёс в 1920–1930-е годы, когда для нужд индустриализации за границу было продано более 50 произведений искусства. С началом Великой Отечественной войны свыше миллиона предметов из собрания Эрмитажа было эвакуировано на Урал. Заботу о зданиях и невывезенных экспонатах взял на себя коллектив музея, оставшийся в осаждённом Ленинграде. За годы блокады погибло 52 сотрудника Эрмитажа. После снятия блокады 24 августа 1944 года решением Совета народных комиссаров СССР в музее начались восстановительные работы. 8 ноября 1945 года после возвращения экспонатов из эвакуации Эрмитаж был открыт для публики.

Сейчас Государственный Эрмитаж является одним из крупнейших и самых посещаемых в мире художественных и культурно-исторических музеев, коллекция которого насчитывает около трёх миллионов произведений искусства и памятников мировой культуры, начиная с каменного века.

 

Лит.: Добровольский В. И. Эрмитаж: История зданий и коллекций. СПб., 2009; Конивец А. В. Музей Революции во «дворце тиранов и деспотов» // От «Авроры» до «философских пароходов». Борьба с инакомыслием в первые годы советской власти (1917–1920-е гг.). Региональный аспект. Материалы III Всероссийской научно-практической конференции (Пермский национальный исследовательский политехнический университет. Пермь, 23–24 ноября 2018 г.). Пермь, 2018. С. 101–111; Пиотровский Б. Б. История Эрмитажа: Краткий очерк. Материалы и документы. М., 2000; Пиотровский М. Б. Эрмитаж. М., 2003; Сомов А. И. Эрмитаж Императорский // Энциклопедический словарь Брокгауза и Ефрона: в 86 т. Т. XLI. СПб., 1904. С. 35–39; Труды Государственного Эрмитажа // М., Л.–М., Л., СПб., 1956–... [Электронный ресурс]. URL: http://kronk.spb.ru/library/trge.htm.

 

См. также в Президентской библиотеке:

Государственный Эрмитаж: [цифровая коллекция].