Каким был и что делал Николай Чернышевский

24 июля 2022

«У меня нет ни тени художественного таланта... Я пишу романы, как тот мастеровой бьёт камни на шоссе», – говорил о себе Николай Чернышевский. Ленин же называл его «великим русским писателем», «революционным демократом», «гениальным провидцем». Для сегодняшних читателей – это схематично нарисованный советскими учебниками революционно настроенный человек, который поставил в своём самом известном произведении «вечный» вопрос – «Что делать?». И даже попытался дать ответ. «Читай, добрейшая публика! Прочтёшь не без пользы» – многообещающе писал он в предисловии к роману.

Кем же был Николай Чернышевский, каким его видели современники – помогут разобраться раритетные и теперь уже малодоступные в печатном виде материалы, электронные копии которых хранятся в фонде Президентской библиотеки. 

Николай Чернышевский родился в Саратове 24 июля 1828 года в семье священника. В журнале «Русская старина» (1912) рассказывается, что по мере того как рос Чернышевский, в нём росла тяга к чтению: «зайдёт к товарищу, – и сейчас начнёт рассказывать, что прочитал. А ведь как занимательно, скажет при этом». Он всегда предпочитал книги играм, а ещё у него «было сильно развито стремление помогать другим в занятиях».

Получив домашнее образование под руководством отца, Чернышевский поступил в Саратовскую духовную семинарию, активно занялся самообразованием – изучал историю, географию, теорию словесности и несколько иностранных языков. В эти годы он увлекается работами классиков немецкой философии, английской политической экономии, французского утопического социализма, а также русских мыслителей и общественных деятелей, прежде всего, Белинского и Герцена. В списках семинарии за 1843 год он был аттестован как «способностей отличных, прилежания ревностного, поведения весьма скромного».

В 1846 году Чернышевский поступил на историко-филологическое отделение Санкт-Петербургского университета, окончил его, к радости родителей вернулся на родину и стал учителем словесности в Саратовской гимназии. «Николай Гаврилович был – что красная девица… Иногда он вызывал насмешки своей манерой держаться в обществе», – рассказывали знавшие Чернышевского в тот период его жизни.

В журнале «Русская старина» приводятся такие интересные факты.

У молодого чиновника были крестины. Собралось много гостей, в том числе и Чернышевский с родителями. Гости между собой стали посмеиваться над ним. Мол, ни в какие игры он не играет, не может ни поговорить, ни потанцевать с барышнями. Что в учёности-то его, когда он не может быть в обществе? В монахи бы ему идти… На что отец отвечал, что не говорит он, потому что не о чем, «не любит зря зубы скалить», а вот «когда заговорит – иное скажете».

И действительно, скоро заговорил... Сохранилась такая история. Был Николай в гостях у советника. Барышня играла на фортепьяно, гости, заслушавшись, стояли рядом. Тут один из гостей тихонько спросил о чём-то Чернышевского. Тот стал говорить, да так, что все один за другим отошли от барышни и окружили его. Когда Чернышевский окончил, кто-то захлопал в ладоши, все подхватили. «Послушать умных людей полезно», – говорили они друг другу. «А когда гости соберутся у него (Чернышевского) – всё об учёности говорят, а не то, что в попойках время проводят», – вспоминал современник. «Истинной христианской жизни был человек», – говорил другой, считая, что «по злобе наплели на него» и сослали в Сибирь.

Между тем, в гимназии поползли слухи о том, что Николай Чернышевский занимается на уроках не только преподаванием русской словесности. После занятий его ученики начинали серьёзно рассуждать в доме родителей, например, о ненужности поста…

В 1853 году Чернышевский женился и вновь переехал в Петербург, где стал учителем во Втором кадетском корпусе. Одновременно началась его литературная и общественная деятельность. Он сотрудничал с газетой «Санкт-Петербургские ведомости» и журналом «Отечественные записки». В начале 1854 года Николай стал сотрудником журнала «Современник», в котором вскоре занял ведущее положение наряду с Некрасовым и Добролюбовым.

Физически слабый и болезненный, Чернышевский смог усилием воли превратить «Современник» в трибуну революционной демократии. Каждый шаг его был, по выражению Василия Розанова, обвеян «заботой об отечестве», но выглядело это, по мнению полиции, как подготовка «возмущения против существующего строя». Он активно включился в дискуссию по поводу готовящейся крестьянской реформы, выступая на революционно-демократических позициях. Вскоре политические идеи Чернышевского вывели его в число идейных вдохновителей зарождавшегося русского социализма и народничества.

Летом 1862-го его арестовали и посадили в одиночную камеру Алексеевского равелина Петропавловской крепости. О том, как шёл судебный процесс,  можно узнать на портале Президентской библиотеки из книги историка русской журналистики Михаила Лемке «Политические процессы М. И. Михайлова, Д. И. Писарева и Н. Г. Чернышевского: (по неизданным документам)» (1907). Из свидетельств следует, что супруга разделяла взгляды Чернышевского и много помогала ему. До оглашения приговора он был помещён в Петропавловскую крепость, откуда 5 октября 1862 года писал жене: «...Наша с тобой жизнь принадлежит истории, пройдут сотни лет, а наши имена всё ещё будут милы людям...»

В одиночной тюремной камере Чернышевский написал более 200 авторских листов различных сочинений, в том числе и свой самый известный литературный труд – роман «Что делать?».

Интересный факт: книги могло и не быть. Из Петропавловской крепости стопку листов с рукописью будущего романа забирал Некрасов. Он перевязал их веревкой для надёжности, но в итоге не заметил, как уронил стопку в снег. Чтобы найти рукопись, было дано объявление в газету. К счастью, бумаги отыскались, а нашедший их получил от Некрасова 50 рублей серебром.

Цензоры увидели в произведении лишь любовную линию, и в 1863 году оно было опубликовано в «Современнике». После выхода романа в свет спохватились, но было поздно. Хотя номера, в которых печатался роман, оказались под запретом, текст уже переписывался от руки и передавался от одного читателя другому.

Как писал историк русской литературы Александр Скабичевский, влияние романа было колоссально, всю передовую интеллигенцию роман направил на путь социализма, «низведя его из заоблачных мечтаний к современной злобе дня». Всюду начали открываться производительные и потребительные ассоциации, мастерские, швейные, сапожные, переплётные, прачечные, коммуны для общежитий и пр.

Кстати, под запретом книга была вплоть до 1905 года.

В феврале 1864 года Чернышевский был приговорён к 7 годам каторги и вечному поселению в Сибири. А перед этим состоялся обряд гражданской казни. Но Чернышевский уже не был одинок. Его поставили на колени (дело было на Мытнинской площади, сейчас здесь располагается сад им. Чернышевского), с головы скинули фуражку и палач разломил над головой «государственного преступника» шпагу. В ту же минуту к ногам осуждённого из толпы полетели цветы. Молодёжь провожала своего учителя криками: «До свидания!»…

На каторге, а затем на поселении Николай Чернышевский продолжал литературную деятельность, однако такого успеха, как роман «Что делать?», его произведения не имели.

Летом 1889 года Чернышевский вернулся в Саратов. Однако уже через три месяца заболел малярией и не смог оправиться. Он скончался 29 (17) октября 1889 года на 62-м году жизни и был похоронен на родине.