Родился талантливый русский живописец, график и сценограф Валентин Александрович Серов

19 января 1865

7 (19) января 1865 года родился русский живописец, график, сценограф, один из величайших мастеров портрета, академик (1898) и действительный член Императорской Академии художеств (1903–1905) Валентин Александрович Серов.

В. А. Серов родился в семье композиторов Александра Николаевича Серова (1820–1871) и Валентины Семёновны Серовой (урождённой Бергман) (1846–1924). С юных лет воспитывался в атмосфере передового искусства. Вначале обучался музыке, но после того как проявил интерес и способности к рисованию, был отдан на обучение немецкому графику Карлу Кёппингу в Мюнхене. В 1874 году начал заниматься в Париже с И. Е. Репиным, отметившим талант мальчика. Затем учился в Киевской рисовальной школе у Н. И. Мурашко (1876–1878), у И. Е. Репина в Москве (1878–1880) и в Императорской Академии художеств у П. П. Чистякова (1880–1885), но не окончил курс.

Творческая дружба, которая сложилась между В. А. Серовым и его учителем И. Е. Репиным, способствовала выработке мастерства молодого художника и воспитанию в нём любви к пытливому изучению натуры. В 1880 году, перед зачислением В. А. Серова в Академию художеств, живописцы совершили поездку по местам, связанным с Запорожской Сечью. Большое влияние на В. А. Серова оказала также творческая атмосфера Абрамцевского художественного кружка. Художник регулярно гостил летом в селе Абрамцево у семьи Мамонтовых. Здесь он создал множество работ, в том числе знаменитый портрет «Девочка с персиками» (1887), на котором изобразил 11-летнюю Веру – дочь хозяина усадьбы Саввы Мамонтова.

В других первых больших работах, к которым относятся «Девушка, освещённая солнцем» (1888) и «Заросший пруд. Домотканово» (1888), молодой художник творчески развил достижения своих предшественников и открыл новую страницу в истории русской живописи. Картины раннего периода творчества В. А. Серова (1880–1890-е годы) привлекают целостным и поэтичным отражением действительности, отличаются точностью наблюдений и чёткостью композиционного построения.

Автор показал себя замечательным художником-портретистом, умеющим отразить богатство внутренней жизни человека, его творческое призвание, своеобразие личности, передать тончайшие оттенки душевного состояния. С конца 1880-х годов портрет стал основным жанром в творчестве художника. Излюбленными моделями В. А. Серова были представители творческих профессий: артисты, художники, композиторы, писатели, такие как А. Н. Серов (1889), К. А. Коровин (1891), И. Е. Забелин (1892), И. И. Левитан (1893), Н. С. Лесков (1894), Н. А. Римский-Корсаков (1898), С. П. Дягилев (не окончен; 1904), М. Горький (не окончен; 1904), Ф. И. Шаляпин (1905) и др. Кисти В. А. Серова также принадлежат портреты лиц царской фамилии и других представителей высшего света: великого князя Павла Александровича (1897), императора Николая II (1900), императора Александра III (1899 и 1900), княгини З. Н. Юсуповой (1902), князя Ф. Ф. Юсупова (1903), графа Сумарокова-Эльстона (1903), княгини О. К. Орловой (1911) и др.

В 1900–1910-е годы В. А. Серов обратился к античной мифологии («Похищение Европы» (1910)), а также создал цикл живописных и графических композиций из русской истории: «Пётр II и цесаревна Елизавета на охоте» (1900), «Пётр I на псовой охоте» (1902), «Пётр I в Монплезире» (1910–1911) и др. Особый период в жизни и творчестве художника связан с революцией 1905–1907 годов. В знак протеста против расстрела демонстрации 9 января 1905 года В. А. Серов отказался от звания действительного члена Академии художеств и рисовал антимонархические карикатуры для журналов революционной сатиры. В 1910-е годы В. А. Серов сотрудничал с театральным деятелем С. П. Дягилевым на его Русских сезонах – самых известных в мире театральных гастролях, которые с успехом продолжались с 1908 по 1921 год.

С 1897 по 1909 год В. А. Серов преподавал в Московском училище живописи, ваяния и зодчества, где снискал любовь и уважение учеников, в числе которых были П. В. Кузнецов, К. С. Петров-Водкин, Н. Н. Сапунов, М. С. Сарьян, Н. П. Ульянов, К. Ф. Юон. С 1899 года стал участником объединения «Мир искусства», занимался организацией его выставок, изыскивал деньги на издание одноимённого журнала. После смерти П. М. Третьякова в 1898 году В. А. Серов был избран членом совета Третьяковской галереи.

Скончался 22 ноября (5 декабря) 1911 года в Москве. Был похоронен на Донском кладбище, но в 1939 году останки художника перенесены на Новодевичье кладбище.

Лит.: Серов Валентин Александрович // Большая российская энциклопедия: научно-образовательный портал [электронный ресурс]. Режим доступа: https://bigenc.ru/c/serov-valentin-aleksandrovich-428816; Серов Валентин Александрович // Большая советская энциклопедия. Т. 38. М., 1955. С. 593–596; Соколова Н. И. Валентин Александрович Серов. М., 1961.

См. также в Президентской библиотеке:

Серов Валентин Александрович (1865–1911) // Россия в лицах: [цифровая коллекция]